Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Е.А.Тюгашев, Т.В. Попкова - СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
сциплинарных исследований семьи. 
Для проведения этих исследований в 1991 г. в нашей стране организован Институт 
семьи, издающий журнал “Семья в России”.
      До середины XIX в. семья рассматривалась как простейшая форма 
человеческого общения. Древнегреческим философом Аристотелем общество 
трактовалось как разросшаяся вширь патриархальная семья.
      Родоначальником исследований семьи является французский инженер-горняк 
Фредерик Ле Пле (1806–1882), находившийся под влиянием идей О. Конта о семьях 
как мельчайших обществах, спонтанно устойчивых при смене поколений благодаря 
внутренней солидарности. Ф. Ле-Пле интересовался, какие траты, привычки или 
условия труда способствуют или мешают возвышению семьи в социальной иерархии. 
“Я поставил себе задачей, – писал он, – самолично изучить в разных европейских 
странах более трехсот семейств, принадлежащих к самым многочисленным слоям 
населения. Я посвящал, по крайней мере, неделю, а иногда и месяц составлению 
монографий каждой из них, т. е. изучал не только подробности их материальной 
жизни, но и чувства, страсти и вообще умственную и нравственную жизнь”. В 
центре каждой монографии семьи стояло описание ее бюджета.
      Наибольший вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит 
швейцарскому историку и юристу И.Я. Бахофену, выпустившему в 1861 г. книгу 
“Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной 
и правовой природы”. В этой книге он показал изменчивость форм брака и семьи, а 
также выдвинул идею предшествования матриархата патриархату.
      Этнография изучает семью сквозь призму этнических особенностей, ритуалов, 
с учетом своеобразия семейного быта в прошлом и настоящем. Идея изменчивости 
форм брака и семьи наиболее полное воплощение получила в трудах американского 
исследователя Льюиса Г. Моргана “Системы родства и свойства” (1870) и “Древнее 
общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через 
варварство к цивилизации” (1877). На основе изучения быта индейского союза 
племен ирокезов Морган разработал теорию дуально-родового брака, согласно 
которой материнский род состоял из двух половин, фратрий, в каждой из которых 
мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, но находили себе 
мужей и жен в другой фратрии. 
      Ф. Энгельс использовал труды Моргана для научного обоснования 
материалистического понимания истории, основы которого он изложил в работе 
“Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с 
исследованиями Л.Г. Моргана”. В своей работе Ф. Энгельс фактически заложил 
основы экономики семьи. Установление моногамии и патриархальной семьи, по 
заключение Ф. Энгельса, явилось актом порабощения женщин и наиболее значимой 
социальной революцией во всемирной истории.
      Психология, особенности психоанализ З. Фрейда, внесла значительный вклад 
в изучение человеческой сексуальности, тех травм и комплексов, которые 
формируются на эротической почве в семейных отношениях. Наиболее известным 
является “комплекс Эдипа” (в женском варианте – “комплекс Электры”), который 
заключается в рано появляющемся эротическом влечении ребенка к матери и 
амбивалентном отношении любви-ненависти к отцу-сопернику. Подавление 
сексуальности и сублимацию либидо психоанализ считает основным источником 
цивилизации.
      Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с 
половозрастной структурой, используя данные статистики о размере и составе 
семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях 
брачности, детности, разводимости.
      Представленные в учебном пособии материалы являются результатом широкого 
междисциплинарного синтеза. Его задачей является формирование готовности 
обучающихся к разработке и проведению персональной семейной политики.
      
      Рекомендуемая литература:
      1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
      2. Волков А.Г. Семья – объект демографии. М., 1986.
      3. Зидер Р.И. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе 
(конец XVIII – XX вв.). М., 1997.
      4. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информационно-методические 
материалы к курсу “Этика и психология семейной жизни”: Книга для учителя. М., 
1988.
      5. Научно-исследовательскому институту семьи пять лет. М., 1996.
      6. Семья в представлениях современного человека. М., 1990.
      7. Семья: книга для чтения в двух томах. М., 1990.
      
Глава I. ГАБИТУС СЕМЬИ
      
      Привычный нам образ нуклеарной семьи активно формируется средствами 
массовой информации – от церкви и и школы до рекламных журналов и модных 
сериалов. Если мы сопоставим свою личную жизнь с нормативным образом семьи, то, 
несомненно, придем в ужас. Спасет нас только классическое конфуцианское 
“исправление имен”. Контуры семейного тела следует очертить так широко, чтобы в 
это нечеткое множество попали всевозможные способы продолжать жить.
      
      § 1. Семейный вопрос
      
      Семья воюет, а одинокий горюет.
      (Русская пословица)
      
      Семейный вопрос – это вопрос о существовании семьи. Как, при каких 
условиях возможна (или невозможна) семья? Семейный вопрос ес
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-