Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  обозначена.
      С этой же  целью  следует  добавить,  что  рисунки  на  кувшине
  расположены двумя горизонтальными поясами,  но  ритм  обоих  поясов
  одинаков -- каждому крупному знаку верхнего пояса (многие из них уже
  названы мною)  обязательно  соответствует  та  или  иная  цезура  в
  орнаменте нижнего пояса. Верх и низ сопряжены воедино, они  взаимно
  дополняют друг друга, повествуя  вместе  о  языческих  празднествах
  лета, завершаемых жатвой.
      Не  считая  нужным  при  наличии  рисунков   давать   детальное
  словесное  описание  всех  элементов  ромашковского  кувшина  в  их
  последовательности, остановлюсь на самой важной части  изображений.
  Такой я считаю нижний пояс,  состоящий  из  двух  рядов  одинаковых
  квадратиков, штампованных, как и все другие рисунки, по сырой глине
  до обжига кувшина. (Рис. 35).
      Всех квадратиков здесь 96.  Начиная  от  ручки  кувшина  вправо
  идут в два ряда 32 квадратика. Под знаком дерева верхнего пояса ритм
  квадратиков прерывается и один из  них  поставлен  обособленно  под
  чертой. Далее опять идут два  ряда  (14  штампов),  прерываясь  под
  купальским знаком (два  креста);  здесь  квадратики  верхнего  ряда
  опускаются вниз, образуя гирлянду из шести штампов. Затем снова ряды
  выравниваются, насчитывая 18 штампов, после  чего  опять  поставлен
  один обособленный квадратик;  его  особое  деклинационное  значение
  подчеркнуто тем, что он поставлен боком, углом  вверх.  После  этой
  деклинации восемь квадратиков продолжают два ряда.
      Под  "громовым  знаком"   шестигранного   колеса   ритм   резко
  обрывается.  Вместо  квадратиков  здесь  изображены  горизонтальные
  волнистые линии. Вплоть до этого места волнистые  струйчатые  линии
  изображались только в верхнем поясе и только вертикально,  а  здесь
  они потекли горизонтально только в  одном  нижнем  поясе,  исчезнув
  совсем из верхнего. Под всем грозовым шестигранником нет квадратиков
  -- их место заняли струйчатые линии. Возобновляются квадратики  под
  рисунками серпов и снопов, но здесь они идут только в один  ряд,  а
  под ними изображена волнистая линия. Заканчивается этот  ряд  в  17
  штампов под последним изображением снопов уже у ручки кувшина.
      Как  видим,  все  изменения  ритма  нижнего  пояса  изображений
  строго следуют важнейшим изображениям верхнего  пояса.  Думаю,  что
  смысл квадратиков был в том, что они  изображали  отдельные  дни  и
  календарно точно обозначали числа важнейших языческих празднеств  в
  честь Ярилы, Купалы и Перуна.
      Поскольку здесь мы уже переходим  в  область  точных  цифр,  то
  все предыдущие мои предположения и допущения должны  быть  и  могут
  быть проверены подсчетами. Чем больше будет совпадений с известными
  нам календарными датами, тем минимальней будет вероятность ошибки.
      Прежде всего нужно выбрать  и  обосновать  исходную  точку  для
  отсчетов предполагаемых дней. её нам подсказывает сам  "календарь",
  автор которого особо выделил  колесовидный  шестигранник  с  шестью
  радиусами -- этот знак крупно  нарисован  во  всю  ширину  верхнего
  пояса. Только около этого знака прерывается цепь квадратиков -- дней
  нижнего пояса -- и происходит резкое изменение направления волнистых
  линий: до колеса струйчатые линии идут вертикально,  как  дождь,  в
  четырех местах "календаря", а после "громового знака" они  исчезают
  из  верхнего  пояса  и  идут  горизонтально  в  нижнем  поясе   под
  изображением жатвенного поля. Семантика  колеса  с  шестью  спицами
  хорошо выясняется при помощи этнографии: на  русском  Севере  такое
  колесо с обязательными шестью радиусами вырезалось на причелинах изб
  для того, чтобы уберечь избу "от грома". А. Супинскнй  зафиксировал
  такой знак в том же оберегающем значении в Белоруссии. Там он прямо
  назван "громовым знаком" 19.
 ---------------------------------------
      19 Материалы и фото из архива А.  Супинского  любезно  сообщены
  мне Г. С. Масловой.

      На Украине, где отсутствует деревянная резьба,  ту  же  функцию
  оберега от молнии выполняет старое тележное колесо или обод от него,
  помещаемые на соломенной кровле хаты и сарая.
      Повсеместное распространение у  всех  восточных  славян  одного
  и  того  же  оберега  от  грозы  --  шестигранника  или  круга,  но
  обязательно с шестью радиусами -- заставляет нас выделить эту фигуру
  из общей массы знаков, условно  называемых  солярными,  и  признать
  такое колесо особым "громовым знаком" 20.
 ---------------------------------------
      20 Круглая или близкая к ней шестиугольная  колесовидная  форма
  "громового знака" необычна для наших  современных  представлений  о
  молнии, которая рисуется обычно в виде зигзагов или  стрел.  Однако
  надо учитывать, что в природе существует два  вида  молний  и  что,
  кроме линейной молнии, существует еще и шаровая,  наиболее  опасная
  для человека. Линейные молнии мы  обычно  наблюдаем  издалека,  как
  часть грозового пейзажа, и ущерб, причиняемый ими. обычно не виден.
  Шаровая же молния -- это медленно плывущий над землей огненный шар,
  обладающий во  много  раз  большей  разрушительной  силой.  Большой
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-