Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Ишутин А. А. - ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ИХ ИМЕНА
 [Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-
 
Ишутин Александр Александрович
      

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ИХ ИМЕНА


ВВЕДЕНИЕ

    Восточнославянская мифология – это совокупность дохристианских 
представлений наших предков. В основе всех этих представлений лежало убеждение, 
что человек един с природой и богами. Факт связи человеческой души со всеми 
окружающими стихиями считался бесспорным. Мифологические тексты призваны были 
объяснять и поэтически выражать окружающий мир. 
    Мифы – это не просто истории, сказки или предания, а наследие древнейших 
знаний. Мифология – древнейший способ постижения окружающей действительности, 
причём такой способ, который не только объяснял существующий порядок вещей, но 
и задавал человеку определённый характер действий в этом мире.
    Мифология сохранилась лишь фрагментарно в фольклоре, символах, языке и т.д. 
Очень важно познать наши исконные архетипы. Отсюда изучение и, соответственно, 
восстановление славянских мифов необходимо для нас.
    Источниками изучения славянской мифологии могут служить:
    1. Письменные свидетельства, принадлежащие носителям других религий: 
средневековые хроники (“Хроника Малалы”), анналы, сочинения византийских 
писателей; географические описания средневековых арабских и европейских авторов 
(Гельмольд “Славянская хроника”, Саксон Грамматик и т.д.); 
    2. Собственно славянские письменные источники:
 а) древнерусские летописи;
 б) “Слова” и “Поучения против язычества”;
 в) древнерусские грамоты;
 г) тексты договоров Древней Руси;
 д) памятники книжной литературы Древней Руси: “Слово о полку Игореве”, “Слово 
Даниила Заточника” и т.д.
    3. Фольклор: сказки, присказки, былины, пословицы и поговорки.
    4. Археологические источники. Археология раскрывает некоторые тайны 
духовной жизни древних славян. Раскопки языческих святилищ и курганов дают 
дополнительные сведения о богах древних славян, а также об обрядах 
жертвоприношений. Иногда археологи находят сохранившихся идолов, что позволяет 
установить внешний облик почитаемых древними славянами божеств.
    5. Этнографические источники. Материалы этнографии являются косвенным 
источником сведений о языческой мифологии славян. Сюда входят календарные 
обряды, традиционная одежда, а также элементы архитектуры дома (изображения 
священных животных, стилизованные языческие заклинательные знаки и т.д.). 
Следует отметить, что материальная культура – это наиважнейший источник 
информации для реконструкции представлений о духовном мире древних славян. 
Несомненный интерес представляют языческие обереги, браслеты, святочные маски, 
древние музыкальные инструменты, посуда и т.п.
      
    Следует отметить, что наиболее нетронутый пласт словарного состава нашего 
языка – слова духовной сферы жизни человека как наиболее оберегаемые носителями 
языка. Это, в основном, имена богов, богинь и других мифологических персонажей.
    Слово и миф тесно связаны между собой, во многих словах как бы “застыли” 
древнейшие верования наших предков. Нерасчленённость мышления древнего человека 
проявилась в неотчётливом разделении в мифологическом сознании сущности и 
явления, вещи и слова, именуемого и имени.
    Исследуя язык, можно в какой-то степени реконструировать древнейшие 
мифологические представления. В нашей речи сохранились слова, возникшие сотни и 
даже тысячи лет назад. Эти слова могут быть ровесниками мифов и даже нести в 
себе мифологический образ.
    Первый всплеск интереса к славянской мифологии был в XIX веке и связан этот 
процесс был с развитием компаративной лингвистики. Ещё тогда очень важное 
значение в изучении мифологии придавали языку представители мифологической 
школы А.Н.Афанасьев, И.И.Срезневский, А.А.Потебня и другие учёные. Своё 
исследование “Поэтические воззрения славян на природу” А.Н.Афанасьев начинает 
словами: “Богатый и можно сказать – единственный источник разнообразных 
мифических представлений есть живое слово человеческое...”1.
    Реконструкция славянской мифологии требует обязательного изучения 
этимологии, семантического развития слов, называющих богов и других языческих 
персонажей. Кроме того, необходимо принимать во внимание и соответствия этих 
имён в славянских, балтийских, иранских, германских и других индоевропейских 
языках.
    
    В целом славянская мифология – это совокупность мифологических 
представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца 1-го тыс.
 н.э.). По мере расселения славян происходила дифференциация славянской 
мифологии и обособление территориальных вариантов, долго сохранявших основные 
характеристики общеславянской мифологии. Таковы мифология балтийских славян 
(западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера) и мифология 
восточных славян (центры – Киев и Новгород). Можно предполагать существование и 
других вариантов (в частности, южнославянских на Балканах и западнославянских в 
польско-чешско-моравской области), но сведения о них скудны.
 
 [Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-