|
про Болотов - «сии страшилища были великаны и значили у славян то же, что у
греков Гиганты». Еще один их общий современник и конкурент Попов величал Хорса
«Славянским Эскулапом». Андрей Кайсаров, в начале следуьощего столетия,
сравнивал русалок с нимфами и наядами, леших - с сатирами, Леля называл
Купидоном. Можно сказать, что это была первая ласточка сравнительной мифологии,
самые первые, младенческие шаги подхода, которому в грядущем предстояло
«вырасти» в солидный научный метод. В равной мере и сопричтение к киевскому
перечню Лады, Лели, Купалы и прочих были первыми попытками выстроить стройную
картину славянского Язычества и привлечь для этого материалы этнографии - эти
задачи впоследствии также будут решать многие ученые. Однако к героям нашей
книги - Богам, чьи кумиры были возведены на киевском холме за восемь лет до
крещения, - все это имело довольно слабое отношение.
Надо отметить Михаилу Васильевича Ломоносова. Титан русской науки и здесь
оказался на высоте - он едва ли не первым со времен Возрождения не стал
приукрашивать на свои вкус перечень киевских кумиров «Усладами» и «Колядами».
Он же, описывая Перуна, не стал, в отличие от иных авторов, снабжать его
«золотыми ушами» или «золотыми рогами», а добросовестно повторил летописное
описание. В теории о значении Божеств киевского святилища Михайло Васильевич
вдаваться не стал, а только отметил, что летописец-де ничего об этом не говорит,
просто перечисляя имена.
И для исследователей всей русской истории, и для исследователей русского
Язычества тема возведенного Владимиром святилища казалась… слишком проходной,
что ли. Рассматривались более глобальные, объемные вопросы: летописные варяги -
скандинавы это или славяне? Какие из летописей достоверны, какие - нет?
Мифологи выстраивали величественные картины битвы Громовника с его врагом -
«воплощением тучи» - за сокровища или красавицу - «воплощение Солнца»,
разрабатывали неисчерпаемую золотую жилу славянского фольклора.
Однако некоторое внимание киевским Богам уделяли. Как-то исподволь
установилось мнение, что устроенное Владимиром святилище было его же, Владимира,
собственной выдумкой. Так и пошло - «Владимировы боги», «Владимиров пантеон».
Часто добавляли, что Владимир уже тогда видел неприспособленность Русского
Язычества для государства (как будто не было до и после Владимира Языческих
держав - Египта, Ассирии, Эллады, Рима, Золотой Орды, Китая, Японии и многих,
многих других), вот и пытался его «реформировать», «упорядочить» - что своего
порядка в «этой стране», конечно, не было и не могло быть, «образованной
публике» уже тогда было «совершенно ясно». Как писал А.К. Толстой, пародируя
официальные «Истории государства Российского», «Страна у нас богата, порядка
только нет».
П.М. Строев еще в 1815 году высказал мысль, что в числе тех Божеств,
кумиры коих были возведены Владимиром, славянскими были только Перун, Стрибог и
Даждьбог. Мокошь, Семарьгла и отделенного от Даждьбога Хорса он считал Богами
неславянских племен. «Владимир.., кажется, сделал только то, что почитаемых
разными Славянскими, Финскими племенами (может быть, также и Варягами) богов
собрал в одно место и, так сказать, объявил их общими целого Государства и его
покровителями. Самая здравая Политика не могла бы приискать ничего лучшего для
совершеннейшего и неразрывного соединения разных народов, составлявших тогда
Владимирово Государство, как дать им общую религию, составив ее из почитания
всех тех божеств, кои порознь у каждого или, по крайней мере, у главнейших из
них находились…». Итак, по мысли Строева, Владимир собрал воедино Божества всех
племен своей державы из политических соображений (когда позднее ученые-атеисты
стали объяснять чисто политическими соображениями крещение «святого» Владимира,
православные очень обижались… как говорится, «а нас-то за что?»). Точно так же
когда-то поступил правитель Римской империи Адриан, во втором веке воздвигший в
своей столице гигантское здание, под куполом которого объединил статуи всех
наиболее почитаемых Богов своей страны - тут нашлось место и Олимпийцам эллинов,
и азиаткам Астарте и Кибеле, и египетским Исиде и Осирису. Здание так и
назвали - Пантеон, от греческих слов «Пан» - все, и «тео» - Бог. Пантеон -
Всебо-жье. Так и повелось величать кумиров пяти Богов «киевским Пантеоном» или
«Пантеоном Владимира». То же истолкование давали ему большинство ученых
(последним с такой идеей выступил Игорь Яковлевич Фро-янов). Не могли разве что
договориться о том, кто из Богов какой народ должен представлять: Хорса считали
хазарским (И.Е. Забелин), полоцким (А.Н. Робинсон, очевидно, оттого, что
полоцкий князь Всеслав в «Слове о полку Игореве» «перерыскивает» путь великому
Хор-су) и даже иранским и торкским (хотя к 980 году никаких иранских племен,
вроде скифов или сарматов, давно уже не было у русских границ, а торки-огузы,
дальние родичи туркмен и азербайджанцев, наоборот, подошли к этим границам
почти через век после крещения Руси). Мокошь большинство исследователей дружно
относили к «финским» Божествам (еще одна ученая мода, и ныне не угасшая -
выискивать в остатках славянского Язычества финское влияние). Очевидно, от
имени мордовского племени мокша - других оснований производству киевской Богини
в финны я не вижу. Семарьгл побывал и невнятным «богом степных народцев» (Е.В.
Аничков), и иранским Божеством. Не избежали печальной участи и те Боги, коих
Строев отнес к безусловно славянским - так, Перуна подозревали в том, что он-де
«замаскированный» скандинавский Громовержец Тор: надо же как-то объяснить, что
в русском Язычестве нет и тени пресловутых «норманнских» варягов и
«скандинавских» русов! Это воззрение воплотилось даже в поэзии: в стихотворении
Александра Кондратьева «Перун - Велесу» Громовержец горделиво заявляет:
Нет, я не брат тебе, о Волос, бог скотов, Бог племени
рабов, покорно гнущих выи, Варяжских витязей дружины
|
|