Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Л.С. Васильев :: История религий Востока
 [Весь Текст]
Страница: из 180
 <<-
 
История религий 
Востока





Предисловие

На протяжении ряда десятилетий писать о религии в отечественном обществоведении 
не было принято. Писали обычно об атеизме (экзамен по так называемому «научному 
атеизму» обязаны были сдавать студенты всех вузов и всех специальностей) и 
несостоятельности религиозного мировоззрения. История же самих религий 
излагалась как история заблуждений, достойных лишь сурового разоблачения. В 
лучшем случае -когда речь шла о древних или средневековых обществах – 
говорилось о верованиях и мифах, обрядах и культах, религиозных предрассудках и 
их сознательном использовании правящими классами в интересах эксплуатации 
трудящихся. И к этому специалисты, которых соответствующий материал касался 
(имеются в виду прежде всего те, кто изучал проблемы истории культуры), должны 
были приспосабливаться.

Приспособление шло прежде всего по линии абсентеизма. Специалисты просто по 
возможности уходили в сторону от соответствующей проблематики. В нашей стране 
были знатоки атеизма и мастера перетолковывать всю историю всех религий мира в 
атеистическом духе, но практически не было тех, кто хорошо ориентировался в 
религии как таковой (я, разумеется, исключаю служителей культа, которые, к 
слову, тоже отнюдь не были свободны в изложении своих религиозных учений). 
Результаты были плачевными. Подлинную историю религий в нашей стране никто не 
знал и не хотел знать. Когда свыше тридцати лет назад я, работая в МГИМО, 
решился – едва ли не впервые в нашем обществе «развитого социализма» – изложить 
свой курс по религиям Востока для студентов в письменном виде, он был издан под 
осторожным заголовком «Культурно-религиозные традиции стран Востока» всего в 
300 экземплярах (Москва, МГИМО, 1976). Но дело даже не в заголовке и не в 
тираже. Не могу забыть, как, написав около 100 страниц текста по истории ислама 
(этот текст практически без изменений воспроизведен в предлагаемом вниманию 
читателя нынешнем варианте учебного пособия), я долго искал в нашем 
академическом Институте востоковедения, где я проработал всю свою жизнь, хоть 
одного специалиста, кто мог бы квалифицированно отрецензировать соответствующие 
главы. Таких просто не было – при всем том, что солидный и заслуженно уважаемый 
в мире центр востоковедения АН СССР пользовался очень высокой репутацией. В 
институте были арабисты и иные заслуженные специалисты по истории, литературе и 
культуре Ближнего и Среднего Востока, но, после смерти ученых старшего 
поколения (в частности, Е. А. Беляева), не было таких, кто всерьез занимался бы 
исламом, во всяком случае в Москве.

Сегодня, разумеется, все обстоит иначе. Можно даже сказать, что налицо 
определенный перехлест. Исламом занимаются целые институты как научного, так и 
политического профиля. Не оставлены без внимания и иные религии. Огромным 
интересом у публики пользуется все то, что имеет отношение к мистике, 
метафизике, к различным экстравагантным сектам, особенно восточного 
происхождения. И это происходит не только у нас. Во всем мире ощущается такого 
рода повышенный интерес, причем с каждым годом все заметнее. В какой-то мере 
это связано с крушением иных идеалов и представлений, включая и 
социалистические. И, быть может, именно поэтому в нашей стране такого рода 
общемировой процесс все же наиболее нагляден. Взгляните сегодня на наши книжные 
прилавки – и вы легко убедитесь в том, что они переполнены активно 
переиздаваемыми старыми книгами о религиозном восприятии мира (например, 
сочинения небезызвестной Е. П. Блаватской), равно как и в обилии публикуемыми 
новыми (чего стоит хотя бы серия книг К. Кастанеды!), не говоря уже о 
бесчисленных изданиях канонических сочинений (Библия, Коран, Бхагават-гита и др.
) и комментаторско-исследовательской литературы о них. Им буквально несть числа.

Я бы не хотел, чтобы книга, которую читатель держит в руках, затерялась в этом 
море религиозной литературы. И дело вовсе не в том, что ей не выдержать 
конкуренции с остросюжетными и завлекательными сочинениями Блаватской, 
Кастанеды и многих иных модных авторов как прошлых времен, так и 
ультрасовременных. Каждому, в конце концов, свое. Нет смысла упоминать и о том, 
что религиозные каноны, равно как и их толкования, вне конкуренции. Это – 
основа основ для тех, кто считает себя верующим и тем более стремится 
углубленно изучать доктрину, излагающую генеральные принципы его веропонимания. 
Смысл книги об истории религий Востока – а практически все великие религии, да 
и подавляющее большинство остальных, включая и христианство, имеют к Востоку 
самое непосредственное отношение – в ином. Цель ее – показать роль и влияние 
религии в истории восточных цивилизаций, а также воздействие религиозных 
традиций на общество как в прошлом, начиная с глубокой древности, так и в наши 
дни. Эта генеральная задача определила и основные средства ее реализации.

Речь в книге, разумеется, идет не об атеистическом противопоставлении 
религиозным заблуждениям какой-либо опровергающей их научной истины. Но в то же 
время читатель не найдет в ней и апологетики религии как духовной квинтэссенции 
многих обществ, в том числе и сравнительно отсталых, где значимость 
религиозно
 
 [Весь Текст]
Страница: из 180
 <<-