Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-
 
"имитации", "притяжения" и "инертности" относятся к основанному на причинности 
мировоззрению и говорят нам всего лишь о том, что случайность соответствует 
статистической и математической вероятности.9 Фактический материал Каммерера 
состоит только из "цепочек" случайностей, единственным "законом" которых 
является вероятность; иными словами, нет никакой видимой причины, по которой он 
должен пытаться найти в них что-нибудь еще. Но по какой-то неясной причине он 
действительно ищет в них нечто большее, чем "руку вероятности" - "закон 
серийности", который он хотел бы представить принципом, сосуществующим с 
причинностью и окончательностью. Как я уже сказал, собранный им материал никак 
не дает повода к этим выводам. Это явное противоречие я могу объяснить только 
предположением, что у него возникло смутное, но восхитительное интуитивное 
чувство беспричинного расположения и комбинации событий, вероятно потому, что, 
как и все вдумчивые и чувствительные натуры, он не мог избавиться от странного 
впечатления, которое, как правило, производит на нас случайное совпадение 
событий, и поэтому, в силу своего научного склада ума, сделал смелый шаг и 
сформулировал беспричинную серийность на базе эмпирического материала, который 
находится в пределах вероятности. Подобное предприятие не могло не вызвать 
вопросы, на которые трудно дать ответ. Исследование индивидуальных случаев 
очень полезно для общей ориентации, но когда имеешь дело со случайностью, 
только применение количественной оценки или статистического метода позволяет 
надеяться на получение результатов.
826 Группы или серии случайностей представляются, по крайней мере в свете 
нашего современного образа мышления, бессмысленными и находящимися, в общем, в 
пределах вероятного. Однако, происходят также и события, "случайность" которых 
может быть подвергнута сомнению. Я приведу только один из великого множества 
примеров. Я записал его 1-го апреля, 1949 г.: Сегодня пятница. На завтрак у нас 
рыба. Кто-то в разговоре со мной упомянул об обычае делать из кого-то 
"апрельскую рыбу" В то же самое утро я занес в свой блокнот надпись, которая 
гласила: "Est homo totus medius piscis ab imo"( Человек целостный есть рыба 
извлеченная из глубины). Днем одна из моих бывших пациенток, которую я не видел 
уже несколько месяцев, продемонстрировала мне несколько впечатляющих картин с 
изображениями рыб, которые она нарисовала за то время, что мы не виделись. 
Вечером мне показали кусок гобелена с изображенными на нем рыбоподобными 
чудовищами. Утром 2-го апреля другая пациентка, с которой я не виделся уже 
несколько лет, рассказала мне сон, в котором она стояла на берегу озера и 
увидела большую рыбу, которая поплыла прямо к ней и выбросилась из воды к ее 
ногам. В это время я занимался изучением истории символы рыбы. Только одно из 
упомянутых мною здесь лиц знало об этом.
827 Все это вызывает вполне естественную мысль о смысловом совпадении, то есть 
о связи иного, не причинно-следственного, свойства. Должен признаться, что эта 
цепочка событий произвела на меня значительное впечатление. Мне показалось, что 
в ней присутствует какое-то нуминозное качество.10 В подобных обстоятельствах 
мы склонны говорить: "Это не может быть простой случайностью", даже не зная, о 
чем мы, собственно, говорим. Каммерер, конечно, напомнил бы мне о придуманной 
им "серийности". Тем не менее сила произведенного впечатления не является 
доказательством того, что это было не случайное совпадение всех этих "рыб". 
Разумееется, чрезвычайно странно, что тема рыбы поднималась не менее шести раз 
в течение двадцати четырех часов. Однако необходимо вспомнить, что рыба по 
пятницам - это вполне нормальное явление, и что 1-го апреля вполне уместно 
говорить об "апрельской рыбе". К этому времени, я уже в течение нескольких 
месяцев работал над историей символа рыбы. Рыба часто является символом 
содержимого бессознательного. Поэтому нет никаких оснований видеть в этой 
цепочке что-нибудь еще, кроме случайного совпадения. Цепочка или серия 
совершенно ординарных событий пока что должна рассматриваться, как случайное 
совпадение.11 Какой бы она не была длинной, ее следует вычеркнуть из списка 
возможных беспричинных связей. Поэтому и существует широко распространенное 
мнение, что все совпадения являются "удачными попаданиями" и не требуют 
беспричинного объяснения.12 Это предположение может и, несомненно, должно 
считаться истинным, до той поры, пока нет никаких доказательств того, что эти 
совпадения выходят за рамки вероятности. Однако, если такое доказательство 
появится, то оно, в то же самое время, будет доказательством по настоящему 
беспричинных комбинаций событий, объяснить которые мы можем только опираясь на 
фактор, несоизмеримый с причинностью. Тогда мы будем вынуждены предположить, 
что события, в принципе, находятся друг с другом, с одной стороны, в 
причинно-следственной связи, а с другой - в некоей смысловой перекрестной связи.

828 Здесь я хотел бы привлечь внимание к трактату Шопенгауэра "Об очевидном 
узоре в судьбе человека"13, который является "крестным отцом" взглядов, мною 
сейчас развиваемых. В трактате идет речь об "одновременности причинно не 
связанной, которую мы называем "случайностью".14 Шопенгауэр иллюстрирует эту 
одновременность географической аналогией, где параллели представляют поперечную 
связь между меридианами, которые считаются причинными цепочками.15
Все события в жизни человека находятся в двух фундаментально отличающихся друг 
от друга типах связи: первый тип - объективная причинная связь природного 
процесса; второй тип - субъективная связь, которая существует только для 
ощущающего ее индивида и которая, стало быть, так же субъективна, как»и его 
сновидения... Эти два типа связи существуют одновременно, и одно и то же 
событие, хотя и является звеном двух абсолютно разных цепей, тем не менее 
подчиняется и тому, и другому типу, так что судьба одного индивида неизменно 
соответствует судьбе другого, и каждый индивид является героем своей 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-