Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
 [Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-
 
I. Автономность бессознательного

Целью Терри, учредителя этих лекций, было, очевидно, следующее: 
"поспособствовать" тому, чтобы представители науки, а равно философии и других 
областей человеческого знания, смогли внести свой вклад в обсуждение одной из 
вечных проблем, к каким относится проблема религии. Поскольку Польский 
университет мне оказал высокое доверие и честь прочитать этот курс лекций в 
1937 г., моя задача, как я полагаю, будет заключаться в том, чтобы показать, 
что же общего с религией имеет психология и что она может сказать нам о религии.
 Точнее говоря, не всеобще психология, а та специальная отрасль медицинской 
психологии, которую я представляю. Так как религия, без сомнения, является 
одним из самых ранних и наиболее универсальных видов деятельности человеческого 
ума, то очевидно, что любого рода психология, затрагивающая вопрос о 
психологической структуре человеческой личности, неизбежно сталкивается по 
крайней мере с тем фактом, что религия является не только социологическим или 
историческим феноменом, но имеет личностную значимость для огромного числа 
индивидов. 
Хотя меня нередко называли философом, я между тем остаюсь эмпириком, 
придерживающимся феноменологической точки зрения. При этом я полагаю, что 
принципы научного эмпиризма остаются нерушимыми в том случае, если мы время от 
времени обращаемся к размышлениям, которые выходят за пределы простого сбора и 
классификации опытных данных.. Более того, я считаю, что без рефлексии нет и 
опыта, поскольку "опыт" представляет собой процесс ассимиляции, без которого 
невозможно понимание происходящего. Из этого следует, что я подхожу к проблемам 
психологии с научной, а не с философской точки зрения. Поскольку религия 
обладает весьма существенным психологическим началом, :я рассматриваю ее чисто 
эмпирически, т.е. ограничиваюсь наблюдением феноменов и воздерживаюсь от 
применения метафизических или философских подходов. Я не отрицаю значимости 
этих подходов, но не считаю себя достаточно компетентным, чтобы грамотно их 
применять. Большинство людей считает себя очень сведущими в психологии по одной 
простой причине: психология для них сводится к тому, что они сами о себе знают. 
Мне кажется, однако, что психология представляет собой нечто большее. Мало 
общего имея с философией, она принимает во внимание эмпирические факты, многие 
из которых труднодоступны для повседневного опыта. Цель этой книги - дать хотя 
бы беглое представление о том, какое значение имеет практическая психология в 
изучении религии. Ясно, что проблему такой значимости трудно исчерпывающе 
изложить в трех лекциях, да и доказательство каждого конкретного положения 
требует, конечно, значительно больше времени. Первая лекция представляет собой 
нечто вроде введения в проблемы практической психологии и религии. Во второй 
лекции речь пойдет о фактах, подтверждающих существование подлинной религиозной 
функции бессознательного; в третьей рассматривается символика бессознательных 
процессов. 
Так как я буду использовать не совсем обычную, специфическую аргументацию, мне 
с самого начала надо принять во внимание, что аудитория слабо знакома с 
исходным методологическим принципом той психологии, которую я представляю. 
Таким принципом является исключительно феноменологическая точка зрения, имеющая 
дело с состояниями, опытом, одним словом - с фактами. Истиной для этой 
психологии являются факты, а не суждения. Например, говоря о мотиве непорочного 
зачатия, психология интересуется исключительно фактом наличия такой идеи; ее не 
занимает вопрос об истинности или ложности этой идеи в любом ином смысле. С 
точки зрения психологии эта идея истинна ровно настолько, насколько она 
существует. Психологическое же существование субъективно лишь до тех пор, пока 
та или иная идея овладевает только одним индивидом, эта же идея становится 
объективной, когда принимается обществом путем consensus gentium (Соглашение 
между людьми (лат). (Здесь и далее прим. пер.).). 
Данная точка зрения является общей для всех естественных наук. Психология 
подходит к идеям и другим продуктам сознания так же, как, например, зоология к 
различным видам животных. Слон истинен, ибо существует. Более того, он не 
является ни умозаключением, ни субъективным суждением творца, это - феномен. Но 
мы так свыклись с идеей, будто психические события суть продукты воли или 
произвола, изобретения творца-человека, что нам трудно освободиться от того 
предрассудка, согласно которому психика и все ее содержание являются нашим 
собственным изобретением либо более или менее иллюзорным продуктом наших 
предположений и суждений. Факты свидетельствуют, что определенные идеи 
существуют почти повсеместно, во все времена. Они воспроизводятся спонтанно, 
совершенно независимо от миграции идей или от традиции. Они не творятся 
индивидами, а происходят - даже насильственно вторгаются в сознание индивида. И 
это не платоновская философия, а это - эмпирическая психология. 
Говоря о религии, хочу сразу же пояснить, что я имею в виду под этим понятием. 
Религия, как на то указывает латинское происхождение этого слова, есть 
тщательное наблюдение за тем, что Рудольф Отто точно назвал "numinosum" - т. е. 
динамическое существование или действие, вызванное непроизвольным актом воли. 
Напротив, оно охватывает человека и ставит его под свой контроль; он тут всегда,
 скорее, жертва, нежели творец нуминозного. Какой бы ни была его причина, 
нуминозное выступает как независимое от воли субъекта условие. И религиозные 
учения, и consensus gentium всегда и повсюду объясняли это условие внешней 
индивиду причиной. Нуминозное - это либо качество видимого объекта, либо 
невидимое присутствие чего-то, вызывающее особого рода изменение сознания. По 
крайней мере, как правило. 
Имеются, однако, некоторые исключения, когда речь идет о практике или ритуале. 
Великое множество ритуальных действ совершается с единственной целью - по 
собс
 
 [Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-