Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг К.-Г. - ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-
 
бессознательное – субъективно-психическое.) – именно потому, что оно отделено 
от личного и является абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания могут 
быть найдены повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях. 
Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно 
забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) 
восприятия, т. е. – чувственные перцепции, которые были недостаточно – сильны 
для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не 
созрели для сознания. Оно соответствует часто встречающемуся в сновидениях 
образу Тени (Под Тенью я понимаю "негативную" часть личности, а именно сумму 
скрытых, невыгодных свойств, недостаточно развитых функций и содержаний личного 
бессознательного. Обобщающий обзор см.: Т. Wolff, Einfuhrung in die Grundlagen 
der komplexen Psychologie. In: Studien zи С. G. Jungs Psychologie, 1959, р. 151 
ff.). 
Изначальные образы – это наиболее древние и наиболее всеобщие формы 
представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, – 
так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни, 
вроде жизни частичных душ (поводу этого понятия ср.: Allgеmeines zur 
Komplextheorie, In: Uder tuttgаrt. 1893, р. 213. Brief an psychische Energetik 
und das Wesen der Traume, 1948. Ges. Werke, Bd. 8.), что мы легко можем видеть 
в тех философских или гностических системах, которые имеют о своим источником 
познания восприятие бессознательного. Представление об ангелах, архангелах, 
"тронах и господствах" у Павла, архонтах у гностиков, небесной иерархии у 
Дионисия Ареопагита и т. д. происходит из восприятия относительной 
самостоятельности архетипов. 
Итак, тем самым мы нашли также тот объект, который избирает либидо, после того 
как оно оказывается высвобожденным из личностно-инфантильной формы перенесения. 
Оно, следуя своему уклону, погружается в глубины бессознательного и оживляет 
там то, что до сих пор дремало. Оно обнаруживает сокрытый клад, из которого 
всегда черпало человечество, из которого оно извлекло своих богов и демонов и 
все те сильнейшие и могущественнейшие идеи, без которых человек перестает быть 
человеком. 
Возьмем, к примеру, одну из величайших мыслей, порожденных XIX веком, – идею 
сохранения энергии. Подлинным творцом этой идеи является Роберт Майер. Он был 
врачом, а вовсе не физиком или натурфилософом, хотя выдвижение подобных идей 
скорее было бы более естественным для последних. Однако важно понять, что идея 
Майера не создана в собственном смысле. Не возникла она и в результате слияния 
существовавших тогда представлений или научных гипотез, а выросла в своем 
творце подобно растению. По этому поводу Майер писал Гризингеру следующее 
(1844): "Эту теорию я отнюдь не высидел за письменным столом". (Далее он 
сообщает о некоторых физиологических наблюдениях, которые он сделал в 1840/41 
гг. в качестве судового врача.) "Но если вы хотите,- продолжает он в своем 
письме,- уяснить себе физиологические аспекты, то для этого необходимо знание 
физических процессов, если вы не предпочитаете рассматривать суть дела с 
метафизической точки зрения, что внушает мне бесконечное отвращение; я, таким 
образом, придерживался физики и с такой страстью отдавался своему предмету, что 
– многие из-за этого могут посмеяться надо мной – мало интересовался далеким 
материком, а предпочитал оставаться на борту, где я мог работать без перерыва и 
где в некоторые часы чувствовал себя как бы вдохновленным настолько, что не 
могу припомнить ничего подобного ни до, ни после. Некоторые мысли, как молнии 
пронзившие мое сознание – это было на рейде в Сурабайе, я подвергал 
немедленному тщательному исследованию, что в свою очередь приводило меня к 
новым предметам. Те времена прошли, однако спокойное размышление над тем, что 
тогда проявилось во мне, привело к выводу, что это – истина, которую не только 
можно чувствовать субъективно, но которую также можно объективно доказать; но 
может ли это сделать столь мало сведущий в физике человек – этот вопрос я, 
естественно, должен оставить открытым" (Robert Mayer, Kleinere Schriften und 
Briefе. Stuttgаrt. 1893, р. 213. Brief an Wilhelm Griesinger, 16, Juni, 1844). 
В своей "Энергетике" Хельм высказывает ту точку зрения, что "новая мысль 
Роберта Майера не была извлечена постепенно из традиционных понятий силы в 
процессе их более глубокого продумывания, а принадлежит к тем интуитивно 
постигаемым идеям, которые, происходя из других сфер духовного труда, как бы 
застигают мышление врасплох и принуждают его в соответствии с ними 
преобразовывать традиционные понятия" (G. F. Helm, Die Energetik nach ihrer 
geschichtlichen Entwicklung, Leipzig, 1898, р. 20). 
Спрашивается: каково происхождение той новой идеи, которая навязала себя 
сознанию с такой стихий, которая смогла настолько захватить сознание, что 
полностью отвлекла его от всех многообразных впечатлений первого путешествия по 
тропикам? На эти вопросы не так-то легко ответить. Но если мы применим к этому 
случаю нашу теорию, то объяснение будет звучать так: идея энергии и ее 
сохранения должна быть изначальным образом, который дремал в коллективном 
бессознательном. Этот вывод требует, естественно, доказательства, что такого 
рода изначальный образ действительно существовал в истории духа и действовал на 
протяжении тысячелетий. Это можно и в самом деле доказать без особого труда, 
Самые примитивные религии в самых различных уголках Земли базируются на этом 
образе. Это – так называемые динамические религии, единственная и определяющая 
мысль которых состоит в том, что существует разлитая повсюду магическая сила 
(Так называемое мана. Ср.: N. Soederblom, Das Werder des Gottesglaubens, 1916.),
 вокруг которой вращается все. Тайлор, известный английский исследователь, а 
также Фрейзер неверно понимали эту идею как анимизм, На самом же деле 
первобытные народы со своим понятием силы отнюдь не имели в виду души или духов,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 8
 <<-