Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Гегель :: Гегель Г.В.Ф.Философия религии. В 2-х томах. :: Гегель Г.В.Ф.Философия религии. В 2-х томах.- Т.1
 [Весь Текст]
Страница: из 129
 <<-
 
   Гегель Г.В.Ф. 
   Лекции по философии религии. Часть 1. 1821-1831. 
   Гегель Г.В.Ф.Философия религии. В 2-х томах.- Т.1.- Пер. с нем. М. И. 
Левиной. М., «Мысль», 1975.-532 с. (Филос. Наследие. Т.66).-С205-530. 
   Нумерация в конце страницы. 
   ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ РЕЛИГИИ 
   Я счел необходимым обратиться к религии как к предмету философского 
рассмотрения и присовокупить это рассмотрение в качестве отдельной части к 
философии в целом. В качестве введения я изложу сначала в разделе А раздвоение 
сознания — из него возникает потребность, удовлетворить которую должна наша 
наука, -затем отношение нашей науки к философии и религии, а также к принципам 
религиозного сознания эпохи. После того как в разделе В я коснусь 
предварительных вопросов, которые возникают из упомянутых отношений нашей науки,
 в разделе С будет дано деление этой науки на отдельные проблемы. 
   Прежде всего вообще необходимо напомнить, в чем заключается предмет 
философии религии и каково наше представление о религии. Мы знаем, что в 
религии мы отрешаемся от всего временного что религия — это та сфера нашего 
сознания, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия 
глубокой мысли, стихает вся боль чувства; что она есть сфера вечной истины, 
вечного покоя, вечного мира L. Человека делает человеком мысль как таковая, 
конкретная мысль или, более точно, то, что он есть дух; в качестве духа человек 
создает науку во всем ее многообразии, » искусство, интересы политической жизни,
 отношения, , связанные с его свободой, его волей. Однако все эти многообразные 
формы и все сложное переплетение человеческих отношений, деяний, наслаждений, 
все то, что ценит и чтит, в чем он видит свое счастье, славу и гордость, — все 
это находит свое высшее завершение 
   205 
   в религии, в мысли, в сознании, в чувстве бога. Поэтому бог есть начало и 
конец всего2. Все исходит из этой точки, и все возвращается к ней; бог есть то 
средоточие, которое во все вносит жизнь, одухотворяет и одушевляет все 
формообразования жизни, сохраняя их существование. В религии человек ставит 
себя в определенное отношение к этому средоточию, которое поглощает все другие 
его отношения; и тем самым он поднимается на высшую ступень сознания, в сферу, 
которая свободна от всякого соотнесения с иным, полностью самодостаточна, 
безусловна, свободна и есть конечная цель самой себя. Поэтому религия как 
погружение в эту конечную цель совершенно свободна и есть самоцель, ибо к этой 
конечной цели возвращаются все другие цели и то, что ранее имело значение для 
себя, исчезает в ней. Ни одна цель не выдерживает противопоставления ей, и 
только в ней все они находят свое завершение. В сфере, где перед духом стоит 
эта цель, дух полностью освобождается от конечности и обретает совершенное 
умиротворение и освобождение, ибо здесь дух относится уже не к другому и 
ограниченному, а лишь к беспредельному и бесконечному, и это есть бесконечное 
отношение, отношение свободы, а не зависимости. Здесь сознание духа абсолютно 
свободно и само есть истинное сознание, ибо оно есть сознание абсолютной истины.
 Определенное как чувство, это отношение свободы есть наслаждение, которое мы 
называем блаженством; в качестве деятельности оно па-правлено лишь па то, чтобы 
свидетельствовать о славе божьей и обнаруживать величие бога. В этом отношении 
действия человека направлены уже не на себя, не на свой интерес или тщеславие, 
но на абсолютную цель. Все народы знают, что именно религиозное сознание есть 
та сфера, где они обладают истиной, и в религии они всегда видели свое 
достоинство и праздник своей жизни. Все то, что возбуждает в нас страх и 
сомнение, всю печаль, все заботы и ограниченные интересы конечной жизни мы 
оставляем «на отмели в безбрежном мире лет» 2а, и подобно тому как, достигнув 
горной вершины, вдали от определенных очертаний всего земного мы спокойно 
обозреваем открывающийся перед нами ландшафт, мир со всеми его ограничениями, 
так и человек, вознесенный над суровой действительностью, созерцает ее своим 
духовным взором как некий отсвет в этой чистой сфере, как отражение, все 
оттенки, различия и освещения которого 
   206 
   судьбу духа в ее всеобщности, а не возносит — что совсем иное — на эту 
высоту субъект в его индивидуальности. JJ|>oii;m<>.i, извращенность и 
пассивность индивидуумов могут вмешаться в необходимость всеобщей духовной 
природы, могут заставить человека отклониться от нее, попытаться принять свою 
собственную точку зрения и отстаивать ее. Эта возможность пассивно 
придерживаться ложной точки зрения или сознательно и преднамеренно отстаивать 
ее связана с наличием у субъекта свободы; планеты, растения и животные, не 
способные отклониться от необходимости своей природы, от ее истины, становятся 
тем, чем они должны быть. В человеческой свободе, напротив, бытие и 
долженствование разделены, эта свобода несет в себе произвол и может 
обособиться от необходимости, от закона, может противодействовать своему 
назначению. Поэтому, если познание и постигает необходимость религиозной точки 
зрения, а воля ощущает ничтожность своего обособления, все это подчас не 
препятствует тому, что человек продолжает упорствовать и отклоняться от 
необходимости и истины своей природы. 
   В качестве аргумента против познания обычно выдвигается следующий 
малоубедительный довод: тот или иной человек- обладает познанием бога и тем не 
менее далек от религии, не становится верующим. Между тем познание не ведет и 
не должно вести к этому; его цель — познать религию, которая есть, а не 
пробуждать религию в том пли ином отдельном, эмпирическом субъекте, если в нем 
полностью отсутствует какое бы то ни было религиозное сознание, и он совсем не 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 129
 <<-