Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Патрик Колум - Великие мифы народов мира
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-
 
 Они служат для данного сообщества средством утверждения первозданной, более 
великой реальности, которая определяет их современную жизнь, судьбу и 
деятельность и знание которой вооружает человека приемами ритуальных действий, 
а также указаниями, как их выполнять.
Таким образом, мы можем сделать вывод: мифология состоит из историй, 
считающихся священными и образующими составную и активную часть человеческой 
культуры. Истории из этого собрания должны быть таковыми или иметь знак того, 
что были такими когда-то. Австралийское, африканское или южноамериканское племя 
может передавать из поколения в поколение рассказ о сотворении мира жуком, и 
это повествование может быть для него священным. Но мы могли и не знать об этой 
истории. Примитивные формы цивилизации, такие варварские и такие великие, 
оставались забытыми или непонятыми, пока в период, получивший название 
романтизма, к ним не обратился европейский дух. Европейцы, если можно так 
сказать, признали эти истории как представляющие интерес для современности. Об 
этом писал Бенедетто Кроче, и я использую его выражения, чтобы обозначить 
пределы понимания, которых нам удалось достичь, в знакомстве с мифами разных 
народов мира. Это повествования, содержащие нечто, способное затронуть 
эмоциональную сферу сегодняшних читателей, пробудить у них желание поближе 
познакомиться с духовной жизнью ушедших цивилизаций.



ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Представляется совершенно естественным начать с египтян. Однако дошедшие до нас 
образцы мифотворчества этой величайшей цивилизации фрагментарны; чтобы 
ознакомиться с самыми известными из них, приходится обратиться к греческому 
литературному памятнику – трактату Плутарха об Осирисе и Иcиде. В приведенном 
здесь повествовании основные события даются по Плутарху. Но в него включен 
также рассказ о сотворении мира из египетских источников. Имена божеств не 
совпадают с именами, употребляемыми Плутархом: они даны в формах, принятых 
египтологами. Большая часть египетской мифологии посвящена появлению, 
исчезновению и повторному появлению солнца, а также описанию мира мертвых. Но 
ни одно из сохранившихся мифологических произведений не предлагает нам свода 
представлений египтян об этих процессах. Чтобы эти представления могли быть 
изложены в повествовательной форме, была придумана сказка о братьях и их 
умирающем отце. Гимн, приведенный в ней, взят из «Религии египтян» Адольфа 
Лемана.
Насколько сильно история Осириса и Иcиды повлияла на весь Древний мир, 
свидетельствуют следующие размышления Плутарха: «И вот на что осторожно 
намекают нынешние жрецы, служа истине и укрывая ее: этот бог правит и царствует 
над мертвыми, и он есть не кто иной, как тот, кто называется у эллинов Плутоном,
 или Гадесом; а так как истина эта непонятна, то она приводит в замешательство 
многих людей, а именно: святой и священный Осирис обитает в земле и под землей, 
где скрываются тела тех, кто, как полагают, обрел конец. Напротив, этот бог 
очень далек от земли и пребывает нетронутым, незапятнанным и чистым от всякой 
сущности, причастной к разрушению и смерти. И для людских душ, которые 
облекаются в этом мире в тела и страсти, сопричастие богу ощущается только как 
образ туманного сновидения, которого можно коснуться познанием с помощью 
философии. Когда же души освобождаются и переходят в невидимое, незримое, 
невозмутимое и непорочное обиталище, тогда этот бог становится для них владыкой 
и царем, из-за него они как бы привязаны к несказанной и невыразимой для людей 
красоте, созерцают ее и ненасытно стремятся к ней. И, как гласит старинное 
предание, Исида, полюбив красоту, вечно тяготея к ней и пребывая с ней, 
наполняет наш мир всем прекрасным и благим, что имеет отношение к рождению. 
Таково объяснение всего этого, более всего соответствующее божественной 
природе».
Интерпретация Плутарха истории об Осирисе и Иcиде вовсе не обязательно имеет 
египетские корни. Мы также не можем быть уверены, что молитва героя Апулея 
Люция Исиде была бы именно таковой, если бы произнес египтянин: «О святейшая, 
человеческого рода избавительница вечная, смертных постоянная заступница, что 
являешь себя несчастным в бедах нежной матерью! Ни день, ни ночь одна, ни даже 
минута краткая не протекает, твоих благодеяний лишенная: на море и на суше ты 
людям покровительствуешь, в жизненных бурях простираешь десницу спасительную, 
которой рока нерасторжимую пряжу распускаешь, ярость судьбы смиряешь, зловещее 
светил течение укрощаешь. Чтут тебя вышние боги, и боги теней подземных 
поклоняются тебе, ты круг мира вращаешь, зажигаешь солнце, управляешь вселенной,
 попираешь Тартар. На зов твой откликаются звезды, ты чередования времен 
источник, радость небожителей, госпожа стихий. Мановением твоим огонь 
разгорается, тучи сгущаются, всходят посевы, подымаются всходы. Силы твоей 
страшатся птицы, в небе летающие, звери, в горах блуждающие, змеи, в земле 
скрывающиеся, чудовища, по волнам плывущие. Но я для воздания похвал тебе – нищ 
разумом, для жертв благодарственных – беден имуществом, и всей полноты речи не 
хватает, чтобы выразить чувства, величием твоим во мне рожденные, и тысячи уст 
не хватило бы, тысячи языков и неустанного красноречия потока неиссякаемого! 
Что же, постараюсь выполнить то единственное, что доступно человеку 
благочестивому: лик твой небесный и божественность святейшую в глубине моего 
сердца на веки вечные запечатлею и сберегу».


 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-