Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Мемориальный сайт Дольфи. 
              Светлой памяти детей,
              погибших  1 июня 2001 года, 
              а также всем жертвам теракта возле 
             Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...
Наши Друзья

Александр Градский

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Дмитрий ГАВРИЛОВ - Мифологический образ темного бога в языческой традиции индоевропейцев.
 [Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-
 
Дмитрий ГАВРИЛОВ

(Иггельд, “Круг Бера”)


  Мифологический образ темного бога в языческой традиции индоевропейцев.

  * Рудра, Шива
  * Ангхро-Майнью, Ариман
  * Аид, Плутон, Дит, Орк
  * Гермес Хтоний и Трофоний. Гермес и Локи
  * Ний, Чернобог
  * Велес
  * Геката, Макошь, Яга 

Прежде нами были подробно рассмотрены архетипы Черного и Белого богов,
которые cостоят в бинарной оппозиции. Идея их противостояния пронизывает
всё традиционное мировоззрение [1].

Мы отметили, что такая оппозиция нашла отражение в противопоставлении
типологических образов: Тьма – Свет, черное – белое, левое – правое,
женское – мужское, низ – верх, плохое – хорошее и т.д. При этом
отмечалось, что этический оттенок эти пары приобретают в период перехода
социума от мифологического типа мышления к религиозному. В
мифологическом мышлении язычника мир един. И хотя свет и тьма –
различны, в особенности на физиологическом уровне, они составляют для
язычника единое целое.

Идея “единства и борьбы противоположностей” пронизывает всё
мифологическое мировоззрение, вплоть до возникновения мировых религий,
отрицающих единство света и тьмы.

В ряде работ были выявлены основные свойства архетипа белого
(“светлого”) бога и архетипа черного (“темного”) бога [2]:

 1. Белый бог, как и Черный бог, – это прабоги, боги старшего поколения.
    При этом изначально они могут являться ипостасями Единого или
    Великой Матери, несущих и рождение, и смерть. Позднее такие прабоги
    часто отходят на второй план, сменяясь поколениями других, младших
    богов, отражающих появление новых социальных отношений и зарождение
    классового общества.
 2. Белый и Черный боги – это соперники, первый обладает атрибутами
    белизны или Света, а второй – хтонический, “темный” персонаж. Кроме
    черноты под землей ему подчинена чернота на земле и чернота на небе.
 3. Черный бог связан со смертью и миром мертвых, ему подчиняются менее
    значимые “темные” персонажи. Белый бог, напротив, противостоит миру
    мертвых и смерти.
 4. Мир Черного бога символизируют животные – ворон, волк или пес, и
    змей (выезжающий из/из-за воды) – как ипостаси Черного бога или
    проявления, подвластные Ему. Белый бог зооморфически связан с
    благородными птицами, крупным скотом (бык или корова, тур, олень) и
    противостоит змею.
 5. Иногда Белый бог обладает подчеркнуто светлым (зорким) взглядом, а
    Черный бог частично или полностью "слеп" в Свете Белом. Таков
    элемент символизма власти богов в явьем (явном) и навьем (не явном)
    мирах.
 6. Белый бог, как и Черный бог, связаны с зарождением новой жизни и
    судьбой.
 7. Блага в мире от Белого бога: Белый бог – просветитель, он добывает и
    дарит людям и иным богам знания; Белый бог активно преобразует мир.
    “Вред” в мире от Чернобога, он препятствует изменению мира Белым
    богом или работает, как подстрекатель своего светлого противника.
 8. Иногда Белый бог ассоциируется с молодостью (а Черный бог – со
    старостью), и тогда их встреча – это испытание Белого Черным, а
    Света – Тьмой. В этом соперничестве с Черным богом Белый бог
    обретает целостность и снимает собственную ущербность, обретая Силу.
 9. Белый бог участвует в творении Мира, либо препятствует порче мира.
    Чернобог в не меньшей степени задействован при создании Мира, либо
    портит только что созданный мир.
10. При соприкосновении Белого и Черного богов появляется время и
    движение. Царство любого из них – смерть и стагнация. Поэтому,
    поединок между ними необходим, как условие развития мира, поэтому, в
    конечном счёте, ни один из них не может окончательно победить. 

В данной статье мы рассмотрим ряд образов темных богов, которые по
нашему мнению можно разделить на два основных типа. Первый тип — образ
разрушителя или трикстера, приводящего старый мир и отношения в нем к
краху. Второй тип — образ бога магии, повелителя Дикой природ
 
 [Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-