История общества может быть раскрыта как история инновационно-культурных изменений, которые влекут за собой трансформацию инновационной стратификации общества по критерию отношения к новому (владения, использования, распоряжения новым). Новое в обществе существует как вещь, идея и социальное отношение (например, экономические, гендерные, межэтнические отношения). Вещный аспект инновационной стратификации моделирует ее идеаторный и реляционный аспекты, но не полностью. Рассмотрим подробнее именно вещный аспект инновационно-культурной стратификации общества на уровне повседневности, т. е. рутинной, стандартной, регулярно воспроизводимой деятельности. В социологии сегодня принято выделять три типа (три сменяющие друг друга стадии) отношения людей к вещам, хотя жесткого поименования этих типов нет. Я бы назвал их благоговейно-общинным (1), потребительски-функциональным (2) и стилистически-гармоническим (3). Первый тип характерен для традиционной (дофабричной) ремесленной культуры, второй – для культуры индустриального массового потребительского общества и третий тип – для общества постиндустриального, “модернового”. Все три типа одновременно представлены и в инновационно-культурной стратификации в современной России. При этом, нельзя проводить жесткой корреляции между шкалами инновационной стратификации и классической социальной стратификации. Некорректность такого сопоставления обусловлена тем, что новое часто мимикрирует под старое (и наоборот), а вместе с ним изменяется (качественно и количественно) и портрет социального субъекта-носителя (владельца, пользователя, распорядителя) нового. В этом смысле парвеню-собиратель антиквариата (старого?) - это все еще потребительски-функциональный инновационно-культурный тип, а не человек, преодолевающий таким образом стилистический дискомфорт повседневной жизни. Благоговейно-общинное отношение к вещи, ее одухотворение, как характеристика распространенного и сегодня жизненного типа, помещает такого человека (группу) в консервативную стратификационную нишу. Вещи здесь накапливаются, берегутся, передаются из поколения в поколение. За вещами ухаживают. Та или иная вещь напрямую социально позиционирует своего владельца. Новое (в том числе и новая вещь) в этой социальной среде (традиционное и раннеиндустриальное общество) часто принципиально отторгается, и именно по социально-табуированным мотивам, а не по неким эстетическим соображениям (классический пример – старообрядчество). Община понимается здесь не как ближайшее окружение, а как некое более широкое социально-историческое пространство, замкнутое в предании. В крайнем своем проявлении – это человек-ретроград, а может быть и мракобес. Вместе с тем, роль исторического и социального культуртрегера, своеобразного медиума в этом случае берет на себя, как это часто и бывает, инновационно-культурный маргинал, “выпавший из гнезда” отщепенец, фальсификатор, а именно тот, кто готов “не быть здесь”, а пусть и “притворяться”, но “там”. Как говорил герой Мэтта Деймона в фильме “Талантливый мистер Рипли”, - “лучше притворяться кем-то, чем быть никем”. Именно этот тип-мистификатор носил в свое время манишку и накладные манжеты, подделывал документы, картины, скульптуры. По свидетельству Дж. Вазари в подобную авантюру был втянут и молодой флорентинец, закопавший собственное творение в землю, а потом счастливо нашедший “античную” скульптуру и выгодно продавший ее в Риме. Молодого человека звали Микеланджело Буонарроти, а скульптуру “Спящий купидон”.[1] Потребительски-функциональное отношение к новой вещи в массовой повседневности знаменуется отказом от благоговения перед ней. Новинки с калейдоскопической быстротой сменяют друг друга. Отношение к вещам становится ситуативным. Все более распространенными оказываются одноразовые вещи, одноразовые связи, одноразовые люди… В этом обществе массового потребления патологический тип – не фанатик-собиратель старины, а тот, кто все “дни нашей жизни” проводит в бесконечной погоне за новинками. Модельный тип – “просто мещанин”. Стилистически-гармоническое отношение к новой вещи предполагает ее использование в единстве функционально-потребительских, эргономически-экологических и эстетических характеристик в гармонии с социумом. Этот тип все более полно и широко связан с проявляющейся тенденцией “развеществления” жизни.[2]. Модельный тип здесь – заядлый автомобилист, пересевший на велосипед в Брюсселе. Патологический тип – эстетствующий сибарит, заменивший стилем жизни саму жизнь. Список литературы 1. Дж. Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. М., 1992. 2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.