Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дети Индиго :: Георг Кюлевинд - Звездные дети
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-
 
ди, и столько же людей, если не больше, 
думают, что никакого духовного существа вообще нет. Поэтому уместно Подробнее 
исследовать и описать понятие «духовный».
Рассмотрим хотя бы язык — это, пожалуй, лучший пример. Каждый язык (жесты, 
искусства, взгляды и тому подобное) состоит из чувственно воспринимаемых знаков 
и чувственно не воспринимаемых значений. У знаков имеется материальный носитель 
(воздушные волны,  бумага, чернила и т.д.), значения же, напротив, свободны от 
материала; напрасно было бы искать некую вещественность, из которой они 
создаются. Под «значением» мы понимаем не только то, что можно сообщить 
вербальным языком, но и то, что обращено напрямую к чувствам, как, например, 
музыку или другие искусства, или к познающей воле, как, например, религиозный 
ритуал. Такие значения не могут быть переведены на вербальный язык, — иначе 
музыка и тому подобное были бы заменимы, то есть излишни.
    Когда человек слышит или читает текст на иностранном языке, которого он не 
понимает, он воспринимает только знаки. Сказки, очевидно, обращаются напрямую к 
чувствам человека, иначе непонятно, почему в сказку может полностью погрузиться 
и взрослый человек.
Если значение свободно от материала и, без сомнения, является реальностью, из 
которой происходят знаки — ведь нет знака без значения, но значение возникает, 
когда оно еще не имеет своего знака, — то эта реальность может называться 
«духовной»; она свободна от материала и понятна, имеет смысл. Из этого 
непосредственно следует, что и источник значений может быть не материальным, и 
точно так же тот, кто понимает значения. С другой стороны, так как знак и 
значение человек не соединяет механически8 (знак может иметь совершенно 
различные значения в зависимости от контекста и обстоятельств), то к феномену 
знак-значение относятся понимание и понимающий. Следовательно, ни понимание, ни 
понимающий не могут быть материальны. Понимание — это духовный феномен, а 
понимающий — это духовное существо9. Если умеющий читать и не умеющий читать 
смотрят на одну и ту же страницу, или если шахматист и человек, не умеющий 
играть, смотрят на расположение фигур на доске, то различие следует искать не в 
том, что один воспринимает материальную (или силовую) взаимосвязь между буквами 
и словами или, соответственно, шахматными фигурами, которая скрыта от второго. 
Если вы слышите, как кто-то говорит: «Прекрасная история!», то для вас смысл 
сказанного зависит от обстоятельств, а само звучание фразы еще ничего не 
определяет.

Темы для размышления:
1. Обезьяна понимает слова, обозначающие числа,до семи. Если ей говорят «шесть»,
 она хлопает шесть раз. Значит ли это, что обезьяна — духовное существо? Что 
она должна уметь, чтобы мы признали ее духовным существом?
2. Может ли человек сказать, воспринять, представить себе что-то, вообще не 
имеющее значения?
3. Существует ли вещь, которая не имеет никакогозначения?
4. Какие мы знаем реальности, свободные от материала?
5. Конфигурация, форма являются характеристика ми знаков, их видимыми границами,
 а материал не является (по крайней мере, редко). Что вообще может быть 
знаками?

 Темы медитации:
1. Только значения могут быть поняты.
Различие между воздействием и знаком — в понимании. 	 



	2.
  Является ли маленький ребенок духовным существом?
    
    Пониманию нельзя научить. Ведь чтобы научиться чему-либо, необходимо уметь 
понимать. Понимание не может развиться там, где нет его зародышей. Ребенок 
рождается на свет, настроенным на понимание и, соответственно, на истолкование. 
Это видно из того, что он с самого начала понимает знак, точнее, значения 
знаков, причем задолго до того, как он сможет вербально или каким-то иным 
способом выразить значения. Первый знак — это визуальный контакт, «значение» 
которого слишком велико, чтобы его можно было выразить словами; таков же № 
второй в жизни знак — ответная улыбка. И все проявляющиеся позже не 
унаследованные способности, такие как выпрямление, прямохождение10, способность 
говорить и способность мыслить в любом случае находятся в поле сопряжения знака 
и значения, то есть предполагают понимание.
    Рассмотрев эти способности, мы можем сделать два вывода. Первый: ребенок 
ими обладает, и это указывает на дородовое существование, на то, что дух 
существовал до рождения, еще не будучи связан с телом. Второй вывод: духовное 
существо приходит в мир, который построен по образцу языка, то есть содержит 
как материальность, так и значение. В духовном мире, мире духовных существ, 
творящих и понимающих значение, нет никаких знаков, хотя бы потому, что в нем 
нет ничего материального. Там срабатывает только безмолвный язык 
непосредственного и не полученного извне понимания". Однако ребенок — маленькое 
духовное существо — с самого рождения настроен на земной мир, т.е. мир, 
содержащий вещественность и тем самым знаки. Ребенок встречается со знаками, но 
не старается закрыться от них, а «ищет» их значение и смысл. Он приносит с 
собой некое имплицитное, самое общее «знание» земного мира. Это проявляется не 
только в особых способностях, например, к музыке, к математике и т.д.,12 но и в 
то
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-