|
вятого Георгия и великого
чудотворного лика его в Мравалдзале, заклинаю этим крестом, святыней
имеретин, не причинять зла царю твоему.
Саакадзе холодно пресек попытку склонить его на сторону Луарсаба:
- Ты ошибаешься, первосвятитель, мой царь - великий из великих шах
Аббас. У него я нашел убежище от преследования князей и попустительства
Луарсаба в заговоре на жизнь мою и моей семьи. Но не из личной мести я
считаю Луарсаба непригодным для Картли царем... О народе моя дума.
Католикос укоризненно поднял руку, как бы призывая в свидетели небо:
- Народ любит Луарсаба и никогда не смирится с другим царем.
- Народ любит? Неужели первосвятитель думает, что весь народ состоит из
Шадиманов? - не скрывая усмешки, сказал Саакадзе.
- Луарсаб о народе печалится... Ты, Георгий, плохо знаешь царя
Картли... Спроси отца Трифилия.
Саакадзе смутился - повредить Трифилию не входило в его планы.
Католикос, заметив беспокойство Георгия, истолковал это в свою пользу и
облегченно вздохнул.
После долгих уговоров Саакадзе сказал:
- Разве от меня что-нибудь зависит? Только "лев Ирана" может решить
столь важное дело. Если шах-ин-шаху будет угодно, царь Луарсаб получит
Картли обратно, а вы сами слышали, шах-ин-шаху это угодно. Пусть царь
Луарсаб Картлийский без страха приедет к нашему милостивому повелителю. Я
никакими мелкими чувствами не обуреваем и не унижу себя местью.
Католикос понял - Луарсабу в Картли приезжать опасно, и еще понял - шах
в Имерети не пойдет, ибо Саакадзе к этому не стремится.
Саакадзе также понял решение католикоса и поспешил к шаху Аббасу.
- Великий из великих шах-ин-шах, имеретинцы не отпустят Луарсаба.
Только один человек может убедить картлийского Багратида и внушить ему
необходимость прибыть к твоим стопам.
- Кто он? - испытующе спросил шах.
- Князь Шадиман, из фамилии Бараташвили.
Шах одобрительно посмотрел на Саакадзе, но все же решил задобрить
имеретинское духовенство.
На отпускном приеме посольства шах Аббас заинтересован расспрашивал о
значении святого Георгия для грузинской церкви. Он подарил богатую, золотом
окованную саблю в дар почитаемому имеретинцами храму святого Георгия.
Эту саблю Малахия впоследствии повесил в Мравалдзальском храме в знак
славы и чести церкви, внушившей страх и уважение даже такому изуверу, как
шах Аббас*.
______________
* Знаменитый грузинский историк Вахушти (XVII в.) замечает, что сабля в
Мравалдзальской церкви подарена шахом Аббасом не из любви к религии
христианской, но для чести и славы собственной. Сабля находилась в церкви
еще в 1745 г.
Над Гори плыл теплый полдень. Перистые облака белым опахалом лениво
покачивались над крепостью. Укороченные тени причудливыми зверями отдыхали у
оград. Яблони оделись в белый цвет, словно в чадру, разрисованную нежными
красками.
Шадиман, гуляя в саду, любовался расцветающими розами.
В Гори князь Шадиман вел уединенную жизнь. Он встречался только изредка
с Багратом и Андукапаром, избегая остальных князей. И лишь по приглашению
шаха Аббаса появлялся во дворце, блистая, как всегда, остроумием, и убеждал
- дела царства переутомили его ум. Но на самом деле Шадиман готовился к
политической беседе с шахом, он не сомневался, что она состоится. Беседа
могла пойти по извилистым путям персидской хитрости, и надо заранее
подготовить камни и ямы.
В Марабдинском замке князей Бараташвили на стенах висело накопленное
веками оружие. Предки Шадимана, выходя из замка, всегда брали с собой
подходящее к случаю оружие: меч, копье, лук, кинжал или панцирь, щит, шлем и
чешуйчатую кольчугу.
И сейчас Шадиман, выслушав повеление предстать перед солнечными глазами
шах-ин-шаха, мысленно снял со стены Марабдинского замка охотничий нож.
Уже полчаса шах расспрашивал Шадимана о его владениях, о древности
знамени, об историческом прошлом Восточной Грузии и, наконец, о Луарсабе.
"Конечно, - думал Шадиман, - не заботливость руководит персом, и мне не
мешает обострить зрение и слух".
- Могущественный "лев Ирана", не только любовь к моему воспитаннику
вынуждает меня просить за царя Луарсаба... Он всегда был предан грозному, но
справедливому шах-ин-шаху.
- До меня дошло, что из преданности ко мне он сговаривался со Стамбулом
и Русией.
- Великий шах-ин-шах, сговариваться можно со всеми, это подсказывает
мудрость, но разве Луарсаб осмелился тебе изменить? Разве он впустил в
Метехи посла Оттоманской империи Али-пашу? Разве не Луарсаб отклонил
домогательство единоверной Русии, предлагавшей против тебя войско с огненным
боем? Только присутствие Георгия Саакадзе в иранском стане вынудило царя
Картли преградить путь войскам властелина над властелинами. Но разве зоркий
из зорких шах-ин-шах не знает о неизменном желании Луарсаба быть под
покровительством "средоточия вселенной"?
- Аллах просветил меня и обратил сердце к Луарсабу. И тебе верю, князь.
Пусть Луарсаб без страха предстанет предо мною, я возвращу ему Картли.
- Великий шах-ин-шах, да прославится имя твое! Еще при царе Георгии я
утверждал: против великого шаха Аббаса не устоит ни один завал... Но... не
всегда стрела попадает в цель. Я неоднократно предупреждал Луарсаба
страшиться не "льва Ирана", справедливого из справедливых, а помета в
собственной стране... Ибо сказано: из ячменного зерна не вырастет роза.
Шах расхохотался. Он с удовольствием рассматривал Шадимана, вслушиваясь
в изысканную персидскую речь. И неожиданно почувствовал, что этот чуждый для
нег
|
|