|
которую называли также <Корой>, то есть <девой>.
Впоследствии Персефона стала считаться дочерью
Зевса и ДЕМЕТРЫ. История о том, как Дит (Плутон,
Аид) похитил Персефону, удерживая ее ежегодно по
полгода (или две трети года) в подземном царстве, отра-
жает периоды сельскохозяйственного цикла, а также
умирание и возрождение растительной природы.
В качестве царицы преисподней Персефона встречает
Орфея, когда тот спускается в Аид в поисках Эвридики.
О похищении Персефоны (Прозерпины) упоминает
Мильтон в четвертой книге <Потерянного рая>:
<Не так прекрасна Энна, где цветы
Сбирала Прозерпина, что была
Прекраснейшим цветком, который Дит
Похитил мрачный...>
В средние века легенда о Прозерпине была известна
в Европе по произведениям Овидия, в <Морализованном
Овидии> (см. ОВИДИЙ) эта легенда приобретает новое
христианское содержание, которое подразумевал Данте,
когда сравнивал с Прозерпиной свою Мательду -
девушку, встреченную им в Чистилище. Изображения
Прозерпины наряду с изображениями Деметры и Плу-
тоса часто встречаются на римских саркофагах. Образ
Прозерпины волновал Тернера и Рембрандта; статуи
Прозерпины входят в скульптурные группы Бернини,
Джованни из Болоньи и Франсуа Жирардона; <Похище-
ние Прозерпины> последнего находится в садах Вер-
саля. В литературе образ Прозерпины обычно исполь-
зуется как символ смерти, но смягченный, женский:
<В Петрополе прозрачном мы умрем,
Где властвует над нами Прозерпина.
Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,
И каждый час нам смертная година.
Богиня моря, грозная Афина,
Сними могучий каменный шелом,
В Петрополе прозрачном мы умрем,-
Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина>
(О. Мандельштам)
\ПЕРСИЙ ФЛАКК Авл (34-62 н. э.)
Римский сатирик, друг поэта ЛУКАНА и член
группы стоиков, выступавших против единоличного
правления любого императора, если только он сам не
будет стоическим философом. На Персия Флакка ока-
зали большое влияние Луцилий и Гораций, однако ис-
пользование замысловатых аллюзий и своеобразный
эзотеризм поэтической речи Персия можно считать ин-
дивидуальной чертой его стиля. О Персии говорили, что
он писал очень медленно и, по-видимому, создал не
слишком много, по крайней мере до нас дошло только
шесть его сатир. В средние века и в эпоху Возрождения
Персия часто цитировали и переписывали его сочине-
ния.
\ПЕТРОНИЙ АРБИТР Гай или Tит (ум. 66 н. э.)
Римский сатирик, автор <Сатирикона> - романа,
высмеивающего римское общество. До нас дошли
только фрагменты 15-й и 16-й книг, представляющие
собой рассказ о приключениях двух молодых людей
сомнительной репутации - Энколпия и Аскилта и слу-
ги-любовника Гитона, который на протяжении всех их
скитаний по злачным местам Кампании и Южной Ита-
лии кроме всего прочего постоянно играет на ревности
обоих своих спутников. Возможно, весь роман представ-
ляет собой пародию на рассказы о путешествиях
Одиссея. Центральный эпизод сохранившегося фраг-
мента - обед у разбогатевшего вольноотпущенника
Тримальхиона, обставленный с безвкусной роскошью.
Петроний высмеивает с позиции аристократа и эстета
разбогатевших плебеев, их чванство и претенциозность,
невежество и неприкрытость инстинктов. Автор дал
блестящие образцы разговорного стиля современной
ему эпохи и, главное, зарисовки нравов ранней Импе-
рии. Петроний писал также лирические стихи; некото-
рые дошли до нас. Он считался законодателем вкуса
при дворе Нерона, именно <арбитром изящества>.
Однако в 66 его обвинили в связях с участниками заго-
|
|