Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Философия боевых искусств :: Юкио Мисима - ХАГАКУРЭ НЮМОН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
про. являть  свой глубинный смысл. Эта книга  исповедует свободу,  взывает к
страсти. Даже  те, кто внимательно прочел одну только самую известную строку
из "Хагакурэ" -"Я постиг, что  Путь Самурая -- это смерть" -- понимают,  что
это произведение беспрецедентного фанатизма. Уже в одной  этой строке  виден
парадокс, который  выражает суть  книги в целом.  Именно эти  слова дали мне
силу жить.
     Мое кредо
     Впервые я  заявил  о своей  преданности  идеалам  "Хагакурэ"  в  статье
"Праздник писателя",  опубликованной после войны, в 1955 году. Вот несколько
выдержек из этой статьи.
     Я начал читать "Хагакурэ" во время войны и время от времени обращаюсь к
этой книге  даже  сейчас.  Ее моральные  заповеди не  имеют себе равных.  Ее
ирония   никогда   не  бывает  циничной;   это  ирония,  которая   рождается
естественно,   когда   человек   осознает   противоречие   между  решимостью
действовать и пониманием правильного пути. Какая это насущная, вдохновенная,
человечная книга!
     Те, кто  читают "Хагакурэ"  с  точки зрения общественных условностей --
для  знакомства с  феодальной  моралью,  например,  --  не  замечают  в  ней
оптимизма.  В  этой книге отразилась  великая  свобода людей, жизнь  которых
жестко регламентирована социальной моралью. Эта мораль проникла в саму ткань
общества, создала его экономическую систему. Без морали общество невозможно,
но  эта  мораль  не  только питает общество, но  и позволяет людям  общества
прославлять энергию и страсть.
     Энергия -- это добро; застой -- это зло.
     Это удивительное  понимание  мира изложено в  "Хагакурэ" без  малейшего
намека на
     цинизм.  Воздействие "Хагакурэ" на  читателя  полностью  противоположно
впечатлению,  которое  остается   у  него  от  чтения  афоризмов  Ларошфуко,
например.
     Редко  встретишь  книгу, которая  с  помощью этики  пробуждает  к  себе
уважение в такой мере, в какой это свойственно "Хагакурэ". Невозможно ценить
энергию  и в то же время не уважать  себя. В честолюбии нельзя зайти слишком
далеко. Ведь высокомерие вполне допустимо с этической точки зрения -- однако
"Хагакурэ" не рассматривает его отдельно от других черт характера.  "Молодых
самураев следует  наставлять  в боевых искусствах так, чтобы каждому  из них
казалось, что он  --  самый смелый воин в Японии". "Самурай должен гордиться
своей   доблестью.  Он  должен  быть  исполнен  решимости   умереть  смертью
фанатика". Для человека,  который исполнен  решимости,  не  существует таких
понятий, как правильность или уместность.
     Практической этикой "Хагакурэ" в повседневной жизни  можно назвать веру
человека в целесообразность своих  действий. В  отношении любых  условностей
Дзете бесстрастно заявляет: "Главное --  поступать Достойно в любое  время".
Целесообразность  -- это  не что  иное,  как этически  обоснованный отказ от
любой изысканности, Нужно быть  упрямым и решительным. С незапамятных времен
большинство самураев были решительны, отличались силой воли и мужеством.
     Художественные произведения  в  любое  время  рождаются  как  отрицание
существующих ценностей.  Подобно этому, все заповеди Дзете Ямамото появились
на  фоне преувеличенных,  до  крайности  изысканных вкусов японцев, живших в
эпохи Гэнроку (1688--1704) и Хоэй (1704--1709).
     "Я постиг, что Путь Самурая -- это смерть"
     Когда  Дзете говорит:  "Я  постиг, что Путь  Самурая -- это смерть", он
выражает  свою  Утопию,  свои  принципы  свободы  и  счастья. Вот  почему  в
настоящее время мы можем читать "Хагакурэ" как сказание об идеальной стране.
Я почти  уверен,  что если  такая идеальная страна  когда-либо  появится, ее
жители  будут  намного счастливее и свободнее, чем  мы сегодня. Однако  пока
реально существует только мечта Дзете.
     Автор  "Хагакурэ" изобрел  средство, которого более  чем достаточно для
того,  чтобы излечить  болезни современного  мира.  Предчувствуя  дальнейшее
раздвоение  человеческого духа, он предостерегает нас  против  мучительности
такого состояния: "Не следует устремляться одновременно  к двум  вещам".  Мы
должны вернуть себе веру в чистоту. Дзете понимал также значимость подлинной
страсти  и  прекрасно  осознавал,  каким  законам  подчиняется  эта  страсть
Несчастье и счастье человека действия
     Не  имеет значения, какую смерть мы рассматриваем в качестве завершения
пути  человека  к  совершенству  --  естественную  или  же  смерть   в  духе
"Хагакурэ",  смерть от руки врага или  в результате вскрытия себе  живота. В
любом случае, требование быть человеком действия не меняет отношения к жизни
и  не толкает  нас  на  поиски  легкого  пути.  "В ситуации  "или--или"  без
колебаний выбирай смерть". Дзете учит нас, что, в каком бы  положении  мы ни
оказались, самоотверженность позволяет нам проявить максимум добродетели. И,
к тому же, подлинная ситуация "или--или"  возникает нечасто. Интересно, что,
хотя Дзете и подчеркивает необходимость быстрой смерти, он не торопится дать
нам определение ситуации "или--или".
     Рассуждение,  в результате  которого человек принимает решение умереть,
приходит после многих  других  рассуждений  и  решений  жить дальше.  И  это
длительное созревание человека для принятия окончательного решения  требует,
чтобы он  долго боролся и размышлял. Для такого человека жизнь --  это круг,
который может замкнуться, если к нему прибавить одну-единственную точку. Изо
дня в  день  он отбрасывает круги, которым  недостает какой-нибудь  точки, и
продолжает встречать последовательность таких же кругов. В противоположность
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-