Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. :: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Игры в сказкотерапии.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
      1. Проективная психодиагностика в песочнице.....................141
      2.  Серия игр «Песочная грамота» .......................................
175
      3. Познавательные игры....................................................
.199
      4. История России в играх на песке.....................................
202
      5.  Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу..............................207
      ИГРЫ В СКАЗКОТЕРАПИИ
      Материал этой книги уже видел свет в «Практикуме по креативной терапии». 
Данное издание — новая жизнь игр сказочной страны.
      Несколько слов об игре
      Ее Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима...
      К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века 
литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педагоги, юристы.
      Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединенных Наций 
провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Ребенка, 
выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век».
      По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех этапов — детства, 
взрослости и старости. Издавна в русской культуре детство рассматривалось, как 
время роста, чистоты, безмятежности. Детство — это время подготовки к жизни и...
 игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок: 
«Старый спать, а молодой — играть», «Молод с игрушками, а стар с подушками», 
«Детям не порча игрушки», «Игрушки да смешки, шутки да потешки», не токмо 
главное, но и важное занятие для дитяти», — говаривали русские люди.
      Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ребенку, означало 
«жить» и «дружить». В какой-то степени это
      6
      сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с 
тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с 
тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»
      Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что 
«подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно 
активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.

      Воистину — «играть — значит жить!» «Вся жизнь — игра!» — эта фраза из 
«Пиковой Дамы» А. С. Пушкина сопровождает нас уже второе столетие. Но «...Жизнь 
дается нам один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за 
бесцельно прожитые годы...» — и эти слова Николая Островского прочно укрепились 
в сознании людей советской эпохи. Осмысление детства как времени игры, а игры 
как средства подготовки к будущей жизни — одно из главных положений русской 
народной педагогики. Однако, многим современным родителям и педагогам оно 
кажется устаревшим и неактуальным. Они считают, что новое время, с его 
ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, 
часы и даже минуты на «пустые игры» в «дочки-матери», в «казаки-разбойники». И 
если уж играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры 
или спортивные — например: восточные единоборства. Стремясь видеть своих детей 
образованными людьми, родители и педагоги зачастую видят в детстве лишь 
короткую ступень на пути ребенка в общество взрослых людей, где о» должен 
занять достойное место. При этом игре достается лишь функция развлечения и 
отдыха между делами, которыми так важно занять ребенка.
      Так что же это за явление — наша игра? Почему именно ей внутренне 
заполнено детство? Что даст нам, родителям, педагогам и психологам, раскрытие 
тайн детских игр? Ответ на этот вопрос мы будем искать в трудах мыслителей 
разных эпох.
      7
      В латинском языке понятие «игра» — «paideid» — этимологически близко к 
понятию воспитание, что и использует в своих рассуждениях древнегреческий 
философ Платон. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными 
культами. Платон был убежден, что необходимо жить играя, дабы снискать к себе 
благосклонность богов и прожить согласно свойствам своей природы. Он пишет: «...
любое юное существо не может, так сказать, сохранять спокойствие ни в теле, ни 
в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди 
то прыгают, то скачут, находят удовольствие в плясках и играх. Те же самые боги,
 о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали 
нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием...»1. Итак, по 
Платону, игра — источник удовольствия.
      Аристотель также не придавал игре самоценного значения, хотя ценил ее за 
развлечение и отдых и за то, что игра готовит к труду. По его словам «...в 
идеальном государстве люди способны предаваться прекраснейшим играм...».
      И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое 
«приятно само по себе». Шиллер, боготворивший красоту во всех ее проявлениях, 
считал, что игра и красота уравновешивают, дополняют друг друга, и красота 
побуждает к игре. По мнению Шиллера, человек «играет только тогда, когда он в 
полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет.
..», и «игра — свободное самостоятельное раскрытие всех сил человека, его 
сущности»2.
      Э. Геккель и С. Холл в труде «Инстинкты и чувства в юношеском возрасте»3 
выдвигали тезис о том, что в силу биогенетического закона в детских играх 
проявляются родовые признаки охоты, рыболовства, кочевничества, земледелия, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-