Арт-терапевтическая мастерская "Ситцевые посиделки" Автор: Назарова Наталия Рафаэлевна История, мифология, сказка Тема и идея этой мастерской возникли во время проведения нами арт-терапевтической мастерской «Что в имени моем», проводившейся на первой латвийской арт-терапевтической конференции в Юрмале. В ходе мастерской одним из этапов было изображение своего имени на футболке, при этом предлагались различные материалы: тесьма, ленты, специальные фломастеры по ткани. И во время работы создалась удивительная атмосфера. Украшение футболок сопровождалось пением народных латышских песен, постепенно сменявшихся русскими, известными песнями советского времени и опять латышскими. Это нам напомнило атмосферу русских посиделок, во время которых прядение, вязание, ткачество сопровождалось пением, а иногда специальными танцами и играми. «В старину на Руси «девочки уже с первых посиделок, т.е. с восьми – двенадцати лет, начинали готовить приданое и работать на всю семью. Они вязали варежки и носочки для себя и для младших братьев и сестер, вышивали полотенца, вывязывали кружевные подзоры, пряли и т.д. Переходом от детства к девичеству служило участие в девичьих беседах, посиделках – младших, от 10 до 13 лет, без парней и при участии взрослых, и старших – от 13 лет. В крупных деревнях существовало до трех посиделок: «маленькая», «середка» и большая. По мере взросления и овладения навыками прядения, песенным репертуаром, танцами, посиделочными играми девочки переходили из одной посиделки в другую, что прибавляло им авторитета в детской и взрослой среде. В 7 лет девочку посвящали в пряхи, приобщали к труду. Делала это обычно бабушка. Первую спряденную девочкой кудель сжигали, пепел растворяли в стакане с водой и выпивали. Теперь девочка непосредственно участвовала в создании собственной судьбы. Ведь прядение нити – синонима жизни, судьбы, мысли, времени – являлось в славянской традиции, и не только в славянской, актом священным, по существу аналогичным творению жизни… Женщины-пряхи, выполняя божественную функцию, сами становились богинями, творящими мир». [6, с. 100] Как известно «у древних греков существовали три богини судьбы, три мойры. В переводе «мойра» означает «доля, участь», которую получает каждый при рождении. Эти три мойры прядут нити человеческих судеб и поют: Лахесис (дающая жребий) – о прошлом, Клото (прядущая) – о настоящем, Атропос (неотвратимая) – о будущем. Если нитка гладкая, ровная и прочная, то и жизнь человека пройдет без потрясений: гладко, ровно и красиво; если нить суровая, узловатая, грубая, то и жизнь будет тяжелой. Иногда они спорят о том, кто из них главнее… Мать мойр, Ананке-пряха, - богиня необходимости и неизбежности, которой повинуется сам Зевс. Ананке держит между коленями веретено – ось нашего мира. Греческим мойрам соответствуют скандинавские норны, римские парки. В древнеиндийском религиозном памятнике «Ригведа» говорится о том, что мир состоит из светящихся нитей, которые, сплетаясь, образуют различные формы. Когда приходит время форме умереть, нити расплетаются, чтобы, сплетясь в новом порядке, образовать новую форму. [6, с. 15] На Руси, «если женщина долго мучилась родами, то бабушка-повитуха говорила о ребенке: «Верно, Бог судьбу ему еще пишет». Чем дольше роды, тем больше событий, приключений, испытаний будет в жизни будущего человека… В восточнославянской мифологии сохранились сведения только об одном верховном женском божестве – Мокоши (в переводе – «мокрая» или «прядущая»). Этот образ сопоставляется с образом матери-сырой-земли, то есть земли в единстве с водой. Она распоряжается влагой, плодородием, женским домашним хозяйством. Но в первую очередь Мокошь – божество-пряха, от нее зависят судьбы обитателей дома. По народным поверьям, это женщина с большой головой и длинными руками. Появляясь в избе по ночам, она прядет оставленную без благословения кудель. Кроме того, она стрижет овец, а, будучи недовольной чем-либо, выстригает немного волос и у хозяев. Позднее образ верховного женского божества Мокоши, Великой Матери, трансформировался в образы Параскевы Пятницы, Покровы Богородицы и послужил основой для формирования представлений о целом ряде женских мифологических персонажей, облики и занятия которых во многом похожи. С этими персонажами связан ряд поверий и запретов. Так, простым смертным нельзя прясть в день, принадлежащий мифической рукодельнице. Считается, что в такие запретные дни и часы истончается граница между миром живых и миром духов или предков. Вмешательство смертных нарушает равновесие между мирами в пользу хаоса. Последствием этого становится, например, уродливое, искалеченное потомство у людей и домашних животных. Единственный способ восстановить нарушенное равновесие – рассечь на куски изготовленные в запретное время вещи. Если поискать аналогии в наших сказках, то можно заметить множество любопытных деталей, о которых мы обычно не задумываемся. Вспомним «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Чем не три мойры, древнегреческие богини судьбы? А наша Баба Яга, которая сидит в избушке на курьей лапке, на веретенной пятке «за пряслицей, прядет шелкову кудельку на золотое веретенце…» и указывает герою или героине путь к цели? Такая Баба Яга является хозяйкой всех зверей, птиц, морских животных. К тому же в сказках часто встречаются три сестры Бабы Яги, из которых каждая младшая посылает героя к более старшей за советом… А если мы вспомним путеводный клубочек бабушки-задворенки и нить Ариадны, которая помогла Тесею найти выход из лабиринта Минотавра? Или Василису Премудрую, за одну ночь выткавшую ковер, на который уложилась «вся красота поднебесная», и Пенелопу, которая в течение трех лет ожидания Одиссея распускала натканное ею за день полотно, постоянно возвращая тем самым время к исходной точке? Кстати о времени: слово «сутки» означает «то, что соткано». Так что пряха, ткачиха не только создает форму, то есть пространство, но и увязывает пространство со временем. [6, с. 11] Фольклор, обряд, ритуал Работу с текстильными материалами можно дополнить (по желанию группы) пением русских народных и других популярных песен, что соответствует идее посиделок и более общей идее русского фольклора. Ведь «в основу того, что называется русским фольклором, легли поэтические воззрения славян на природу, ее явления, связанные с ними обряды, сопровождавшиеся пением, пляской, заклинаниями, театрализованным действом. Фольклор же, в свою очередь, послужил и продолжает служить живительным источником познания и вдохновения для историков, писателей, художников, певцов, танцоров, актеров, музыкантов и композиторов. Таким образом, очевидно, что фольклор представляет собой некий конгломерат, модель, в которой личность отдельного человека и «личность народа» предстает единым целым, холистическим явлением». [5, с. 4] Идеей нашей мастерской также является «вплетение» личной истории отдельного человека в общее полотно группы, в единое целое художественное произведение. Такую работу можно в какой-то степени отнести к ритуальному действу, поскольку «издревле ритуалы и обряды давали человеку возможность выразить то, что не находило применения в обыденной жизни; соединиться с природными силами, соприкоснуться с архетипическими частями своей сущности, которые глубоко запрятаны в бессознательное, но продолжают требовать выражения. (Так, например, пряжа, нить, изделия из них использовались колдунами и знахарями в семейных ритуалах, а также обрядах, связанных с любовной магией.) Многие ритуалы и верования позволяют человеку чувствовать себя более сильным, уверенным и защищенным в мире, полном случайностей, непредсказуемых событий и опасностей. Особое место здесь занимают амулеты, талисманы и обереги, психологическая функция которых заключается в так называемом опредмечивании человеком своей силы, веры и мудрости, то есть их «материализации» в виде какого-либо символа (рисунка, изделия, образа), который начинает «работать» за счет высвобождения психической энергии, катарсиса или инсайта. Именно поэтому древнейшие ритуалы могут являться одним из способов, позволяющих человеку соприкоснуться с непознанным в себе, и интегрировать различные стороны своей личности. [1, с. 30] Нить, пряжа, материя В нашей мастерской мы работаем не с прядением и ткачеством, а с их упрощенными современными моделями – готовыми тканями, лентами, пряжей, нитками, тесьмой и другими материалами, сохраняя при этом процесс творения, создания нового произведения из имеющихся материалов. И стараемся также сохранить символизм нити, заложенный древними мифами, преданиями и сказками, как нити судьбы. Исследуя свою жизнь, свой жизненный путь (или какую-то его часть), используя текстильные материалы, будем «ткать» полотно своей жизни и «вплетать» свою нить, свое полотно в общее полотно, в общую картину мира. Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов (в том числе различных текстильных материалов) для общей активизации клиентов и развития сенсомоторных навыков. [2, с. 145] При подборе тканей и других материалов мы руководствуемся тем, что «для увеличения свободы выбора и ситуации неопределенности для клиента нужно не столько увеличить количество материала для работы, сколько предусмотреть его максимальную вариативность. Озадаченный необъяснимым набором материала, клиент обнаруживает единственную возможность выйти с достоинством из затруднительного положения – включить свою резервную креативность, что, собственно говоря, нам с ним и требуется. Обязательно иметь ткань всех базовых (архетипических) цветов – черную, белую, красную, зеленую, желтую, синюю, серую. Каждый из этих цветов несет свою информацию, и потому уже сам выбор цвета становится диагностичным для терапевта и терапевтичным для клиента. Каждый конкретный материал, который вообще используется в арт-терапии, имеет свой характер, темперамент, капризы – а значит, и свой уровень сопротивления. Ткань имеет два основных существенных признака – цвет и фактуру (толщину, пластичность, прозрачность, поверхность ровную или с узором, блестящую или матовую). Исходя из этого, можно говорить о необходимом минимуме особенностей предлагаемых тканей. К минимальному, уже описанному выше цветовому ассортименту тканей вполне могут быть добавлены оранжевый, фиолетовый и голубой. Такой набор, с одной стороны, будет содержать все цвета спектра, а с другой – не создаст для клиента избыточной, непреодолимой неопределенности. Однако помимо чистых цветов необходимы еще и разноцветные лоскуты – с рисунком, в клетку, в горошек. Свои особенности при формировании необходимого набора связаны и фактурой тканей. Так, например, ткань базовых (архетипических) цветов должна быть преимущественно простой (ситец, сатин, полотно), без выделки и не толстой. В наборе тканей обязательно должна присутствовать прозрачная ткань (марля, шифон, капрон, газ и пр.), так как часто … требуется именно прозрачность, расплывчатость, «акварельность». Желательно иметь также небольшое количество ткани с блеском и тяжелой (типа атласа)…» [3, с. 85] Творчество Работа в данной мастерской рассчитана на 2-3 часа, из которых первые час-полтора уходят на создание индивидуальной работы, а оставшееся время посвящается соединению индивидуальных работ в одно общее полотно и заключительному обсуждению всего процесса работы. Основные участники мастерской – люди зрелые, осмысливающие свою жизнь или отдельные ее периоды, для которых важно найти значение прожитой жизни и смысла для оставшейся ее части, выразив это в своем творчестве. В упрощенном варианте (более коротком по продолжительности и с меньшим погружением, возможно, с другими темами) данная мастерская может проводиться с подростками, лицами пожилого возраста или в смешенных по возрасту и составу группах. В этом случае такая работа действительно приближается к традиционным посиделкам с беседами, разговорами на разные темы, прослушиванием музыки, возможно, пением, и из разряда арт-терапевтической переходит в арт-педагогическую, реабилитационную, социальную работу. И в заключение нам представляется важным привести высказывание, отражающее не только идею нашей мастерской, но и всей арт-терапевтической работы в целом: «Одни слова, без какой-либо художественной формы, не могут разрешить парадокс, раскрывающийся в стремлении одновременно и спрятать, и выразить свои самые травмирующие и болезненные переживания… Когда имеешь дело с искусством, ты становишься частью своей работы и одновременно находишься вне ее. Это процесс проникновения, ощущение себя частью целого, а также процесс ухода и переживание своей независимости. В жизни много переживаний, которые очень трудно выразить словами. Вместе с тем часто в процессе творчества они приобретают форму, которая позднее может быть преобразована в слова». [4, с.199, 265] Давайте же поищем в себе мудрую бабушку-задворенку из русской сказки с ее волшебным клубочком, который укажет нам верный Путь, и будем следить, чтобы ниточка не порвалась. Литература 1. Баканова А.А. Славянские обряды в практике куклотерапии. // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса. – Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2004. 2. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 1999. 3. Колошина Т., Тимошенко Г. Марионетки в психотерапии. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 4. Минде Асе, Дженнингс Сью. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. – М. : ЭКСМО, 2003. 5. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002. 6. Рейли М.В. Истоки жизни: русские обряды и традиции. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.