Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА - ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 25
 <<-
 
В толпе возникло замешательство. Некоторые говорили:
— Возможно, это правда, и если это так, то мы непременно хотим узнать, как 
добывать огонь.
Но когда мудрец и его ученики расспросили говоривших, оказалось, что 
большинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не 
понимали, что огонь есть нечто, необходимое для человеческого прогресса.
Те члены общины, которые воображали себя способными представлять истину как 
таковую, оказались людьми неуравновешенными. Они были слишком торопливы и не 
смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.
Были и такие люди в четвертой общине, которые заявляли:
— Конечно, в легендах нет ничего правдивого. Этот человек просто хочет нас 
одурачить, чтобы занять среди нас высокое положение.
И еще одно мнение представила четвертая община:
— Наши легенды должны оставаться такими, какие они есть. Ведь это наше наследие,
 объединяющее всех нас в единое целое. Если мы сейчас откажемся от них, а затем 
обнаружим, что новое толкование никуда не годно, что тогда станет с нашим 
обществом?
Итак, группа путешественников отправилась дальше и пришла наконец на территорию 
пятой общины, где разведение огня было делом обычным и общедоступным.
И сказал мудрец своим ученикам:
— Вы должны научиться тому, как учить. Ибо человек не желает, чтобы его учили. 
Сначала вы должны научить людей тому, как учиться. А перед этим необходимо 
объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться.
Как часто психологи, педагоги, родители или психотерапевты оказываются в роли 
учеников мудреца, стремящихся донести истину до воспитанников! Немало 
профессиональных трагедий случается из-за того, что умное слово не достигает 
ушей человека. В таких ситуациях люди говорят: «И психолог нам не помог...» Не 
помог не потому, что был неправ. Не помог потому, что выбрал не тот метод. 
Воистину, мало кто хочет, чтобы его учили. А еще меньше людей хотят, чтобы их 
учили жить. Вспомните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»: 
«Не учите меня жить, лучше помогите материально!»
Притча призывает нас познакомиться с «системой верований» нашего клиента. 
Причем неважно, сколько ему лет. Важно, к чему он привык. Его поведение, его 
симптомы, его проблемы — это его способ адаптации. И если он к нам пришел за 
советом, значит, он хочет что-то улучшить или старый способ его тяготит. Но 
достаточно ли он терпелив для изменений? Если мы сразу дадим совет тому, кто не 
имеет личностного и ситуационного ресурса для того, чтобы воспользоваться 
советом, не окажемся ли мы в положении учеников из притчи об огне? Оказывается, 
на пути помощи ближнему встречается множество подводных камней.
История об огне проливает свет на задачи сказкотерапевтов. По завету мудреца, 
мы должны научиться тому, как учить. Изобрести метод обучения для тех, кто 
желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо. Изобрести 
метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и ощущает хаос 
как способ адаптации.
Из последних слов мудреца ясно, что нам важно сформировать в человеке 
способность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить 
ее на познание внутреннего и окружающего мира. Кажется, задача ясна. Но как это 
сделать?
Ответ мы найдем в суфийской притче о жадных сыновьях.
Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были ленивые и жадные 
сыновья. Перед смертью он собрал сыновей и сказал им, что если они будут копать 
в таком-то поле, то найдут зарытые там сокровища.
Как только крестьянин умер, его сыновья пришли в поле и стали усердно и 
внимательно перекапывать землю вдоль и поперек, но сокровищ так и не обнаружили.

Они решили, что отец, по своей щедрости, уже раздал все золото, и прекратили 
поиски. Тут их осенило: раз уж земля вскопана, на ней можно что-то посадить. 
Братья засеяли поле пшеницей и через несколько месяцев собрали богатый урожай.
Продав пшеницу, они целый год жили в достатке.
Однако после сбора первого урожая у них снова появилась мысль о большом 
богатстве, которое они так и не нашли. Поэтому братья заново перекопали поле, 
но золота так и не нашли.
Через несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена 
года. Тут-то они поняли, почему отец применил такой метод воспитания. И стали 
они честными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают немалым 
богатством, и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.
Вот так же обстоят дела и с изучением науки о человеческой судьбе и смысле 
жизни. Учитель, сталкивающийся с нетерпеливостью, смятением и жадностью 
учеников, должен побудить их совершить действия, которые помогут им развиться. 
Но истинный смысл этих действий самим ученикам сначала бывает непонятен.
Кажется, все просто — психологу нужно побудить клиента совершить действия, 
которые помогут последнему развиться. Однако что же это за действия? Чтение 
книг, поход в спортзал, уроки живописи? Все эти действия созидательны, но где 
уверенность в том, что проблемы будут решены?
Обратимся опять к притче. Секрет крестьянина в том, что он использовал 
недостатки своих сыновей. Что мы знаем о сыновьях? Они были ленивые и жадные. 
Мудрый крестьянин заинтриговал своих детей, создал для них приманку, отвлек 
разрушительные стороны личности своих сыновей — леность и жадность. В 
результате в реальном деле смогла проявиться их созидательная энергия — 
трудолюбие и щедрость.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 25
 <<-