Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Тараканова Н. А. - Использование манной крупы в арт-терапевтической работе
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-
 
Использование манной крупы в арт-терапевтической работе 
Автор: Тараканова Наталья Анатольевна

Работа с манкой наряду с изучением психических состояний личности дает 
возможность для исследования межличностных и групповых коммуникативных 
процессов. Ее можно использовать на любом этапе арт-терапевтической работы (в 
соответствии с целями и составом участников) в системе других 
арт-терапевтических занятий. 

В процессе работы с манкой актуализируются ранние детские воспоминания. У 
большинства людей с детством связаны самые радостные эмоции и чувства, в то же 
время оно является областью неосознанного, не проанализированного, порой даже 
запретного. Возвращение к детству дает возможность объяснить многие причины 
нашего поведения, поступков, позволяет более глубинным пластам бессознательного 
перемещаться на уровень сознания, открывает новый взгляд на настоящее и будущее.
 Из детства человек черпает свой энергетический потенциал. Обращение к теме 
детства снижает степень контроля, уменьшает тревожность и влияние социальных 
стереотипов. Общение происходит на уровне Я – Я (Я-ребенок, Я-взрослый). И в 
этом случае Я-ребенок может выступать той силой, ресурсом, который необходим 
Я-взрослому. 

Предлагаемая арт-терапевтическая техника, основанная на работе с манкой, 
способствует развитию коммуникативных навыков, творческого воображения, 
спонтанности в выражении эмоций и чувств, поиску собственных энергетических 
ресурсов. 

Она подходит для работы со всеми возрастными группами. Кроме того, обладает 
большим диагностическим потенциалом. 

Для описания арт-терапевтического занятия воспользуемся технологией, 
предложенной в докторской диссертации Л.Д. Лебедевой. 

Материалы: цветная и неокрашенная манная крупа, цветной картон, стекла 
различных форматов (А3, А4) с обработанными краями (с детьми лучше использовать 
оргстекло). 

Полезный совет. 

Предложим несколько способов окрашивания манной крупы. 

Для одного из них вам потребуются следующие материалы: краски (гуашевые – они 
дают более насыщенный цвет, или акварельные – предпочтительнее с точки зрения 
безопасности), неглубокая широкая ванночка для разведения красок, отрезы марли 
для каждого цвета. 

Разведите краски водой до получения однородного насыщенного цвета. Насыпьте 
крупу на марлю тонким слоем. Обмакните ее в ванночку с краской и подержите 
несколько секунд до полного окрашивания крупы. Дайте стечь воде, затем 
аккуратно распределите манку по поверхности марли (если образовались утолщения) 
и дайте высохнуть. После этого отделите полученные «блинчики» от марли, 
разломайте их на мелкие кусочки и разотрите до получения порошка (например, с 
помощью кофемолки). Вместо марли можно воспользоваться мелким ситом с твердой 
гладкой поверхностью. При работе с маленькими детьми в целях безопасности лучше 
окрашивать манную крупу пищевыми красителями. 

Участники арт-терапевтического тренинга-семинара, проходившего в Центре 
практической психологии «Катарсис» (ведущая – Л.Д. Лебедева), придумали простой 
способ: окрашивать манную крупу с помощью школьных цветных мелков. Для этого 
надо растереть цветной мелок и смешать полученный порошок с манной крупой. 
Отметим, однако, что в этом случае получившееся вещество пачкает руки. Поэтому 
нужно позаботиться о том, чтобы у каждого участника была влажная тряпочка, 
также сменная одежда, халат или фартук и нарукавники (особенно при работе с 
детьми). 
Основные этапы:
1. Настрой. 

Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности,
 доверия, общности. 

Участники садятся в круг и пересыпают друг другу из рук в руки «волшебное» 
вещество (манку), высказывая при этом пожелание группе. Это может быть 
пожелание хорошего настроения всем присутствующим, кому-то отдельно (если 
участники группы уже знакомы) или самому себе. 

Данное упражнение можно использовать на начальном этапе арт-терапевтического 
цикла с целью знакомства. 
2. Индивидуальная работа. 

У каждого участника имеется набор цветной манки и цветного картона. Цветовая 
гамма материалов может варьировать, однако с точки зрения диагностики 
целесообразно использовать в работе восемь люшеровских цветов. 

Каждому из присутствующих предлагается выбрать картон нужного формата и манку 
понравившегося цвета и повзаимодействовать (для детей – поиграть) с этим 
материалом на листе картона любыми способами. При этом место, положение в 
пространстве кабинета и количество времени каждый участник вправе определять 
сам. 

Процесс первичного взаимодействия с манкой дает возможность узнать новые 
свойства крупы как изобразительного материала в арт-терапии (подробно о них 
смотрите в комментариях). Наблюдая за работой участников и полученным продуктом 
необходимо обратить внимание на следующие особенности: 

o сочетание цветов картона и манки; 
o манипуляции с материалом (засыпание поверхности, растирание, подбрасывание, 
рисование одной или двумя руками, рисование всей ладонью или пальцами и др.); 
o количество расходуемого материала. Этот показатель может свидетельствовать об 
энергетических ресурсах, самооценке личности (чем больше манки - тем выше 
уровень) или указывать на возраст автора. Дети, как правило, используют большее 
количество, по сравнению с взрослыми. Это связано с тем, что самопрезентация у 
детей несколько выше, отсутствуют или еще не сформированы социальные паттерны 
поведения, и дети более открыты в проявлении эмоций; 
o получившийся образ. Создание конкретного образа свидетельствует о стремлении 
контролировать свои действия, эмоции и чувства, возможно отсутствие гибкости во 
взглядах, ригидность. Конкретные образы могут также являться воспоминаниями или 
проблемами, актуализированными в данный момент. Наличие абстрактных образов 
может означать уход от проблем, или в них заключается бессознательное 
содержание, для осознания которого требуется аналитическая работа. 

3. Работа в парах. 

Участники рассматривают работы друг друга и объединяются в пары по принципу 
созвучности («комплиментарности»), противоположности («компенсации») или 
дополнения образа в зависимости от целей занятия, состава и возраста участников.
 

Пары занимают комфортное для работы место в пространстве кабинета (желательно, 
чтобы партнеры сидели напротив друг друга), выбирают стекло нужного формата и 
располагают его на плоскости удобным для себя образом. Каждый использует манку 
одного цвета, которым он уже работал на предыдущем этапе или вновь выбранного. 
Цвета в паре не должны совпадать. 

Участникам предлагается взаимодействовать друг с другом с помощью этого 
материала. Следует отметить, что во время работы нельзя разговаривать и 
смотреть в глаза партнеру. Сюжет, замысел и способы работы заранее не 
обсуждаются. 

Наблюдая за процессом работы, психологу очень важно отметить основные моменты 
взаимодействия партнеров: разделяют пространство или воспринимают его как общее,
 есть ли грани соприкосновения, и какой характер они носят (борьба двух цветов, 
доминирующее положение одного, работа цветом партнера, смешение цветов, границы 
соприкосновения только намечены или вовсе отсутствуют). Необходимо также 
обратить внимание на исходные и конечные точки работы партнеров и начало их 
взаимодействия (кто был его инициатором и каковы ответные реакции). В контексте 
диагностики существенно и то, получен один общий образ или несколько 
самостоятельных, как он (они) расположен относительно пространства и самих 
участников (в центре стекла или смещен, в чью сторону произошло смещение и по 
каким причинам) и, конечно, количество и цвет используемого материала. 

Кроме того, в процессе работы участники могут добавлять или уменьшать 
количество манки. Добавление может говорить о том, что человек чувствует 
необходимость продолжить взаимодействие, потребность реализовать себя в полной 
мере или стремлении занять лидерскую позицию. Уменьшение количества вещества 
(манки) зачастую свидетельствует об уходе, ограничении или нежелании контакта, 
боязни взять на себя ответственность за совместные действия, либо желание 
оказать поддержку партнеру, иногда даже предоставляя ему возможность стать 
лидером в отношениях. Нередко при создании общей гармоничной композиции, когда 
между партнерами существует полное взаимопонимание, участники убирают некоторое 
количество материала, поскольку оно становится лишним и может лишь испортить 
получившееся произведение. Как правило, это происходит в конце работы или после 
ее завершения. 
4. Этап вербализации. 

Участники попарно садятся в круг. Стекла желательно разместить в центре круга 
на столе так, чтобы всем присутствующим было видно, и каждая пара участников 
сидела напротив своей работы. 

По желанию, пары обмениваются мнениями, как происходило общение, получилось ли 
у них сотрудничество, насколько их действия были согласованы. С помощью 
корректных вопросов психолог уточняет, кто первым выбирал цвет манки, кто был 
инициатором взаимодействия, как чувствовали себя участники во время совместной 
работы, какие новые возможности (перспективы) в общении они увидели для себя, 
удовлетворены ли они процессом и результатом и т.д. Можно попросить участников 
сравнить свое эмоциональное состояние в процессе индивидуальной работы и в 
парах. Когда они чувствовали себя более свободно, уверенно, в чем это 
проявлялось, где удалось реализовать себя полностью, и какие ожидания не 
оправдались. Важно дать возможность высказаться всем участникам, построить 
систему направляющих вопросов таким образом, чтобы они наиболее полно 
способствовали самораскрытию и самопознанию. 

Иногда в процессе беседы выясняется, что участники не воплощают свою идею из-за 
неуверенности и страха обидеть партнера (при этом произведение выглядит 
гармонично). Такая деликатность не позволяет раскрыться отношениям в полной 
мере. В этом случае остается неудовлетворенность работой, которая кажется 
незавершенной. Тогда необходимо предложить участникам внести изменения в эту 
композицию или создать новую, в которой они смогут достигнуть большего 
взаимопонимания. К повторному взаимодействию следует обращаться и в случае 
конфликта, конфронтации, при непонимании замысла партнера или нежелании идти на 
контакт (каждый воплощает свою идею), которые сопровождаются негативными 
эмоциями, а иногда и проявлениями агрессии. Для повышения терапевтического 
эффекта следует задать тему с негласной установкой на сотрудничество. В 
зависимости от решаемых задач темы можно варьировать, давая возможность 
участникам оказываться в различных ситуациях взаимодействия, приобретать новые 
способы коммуникации. 
5. Заключительный этап. 

Присутствующие вновь обращаются к «волшебному» веществу, с которым работали на 
этапе настроя. Руководитель предлагает каждому взять частичку этого вещества, 
«заряженного» общей энергетикой группы и проговорить вслух, что бы он хотел 
взять в будущее. 

Пожелание может носить комплементарный характер, являясь внутренним ресурсом 
личности, или выполнять компенсаторную функцию, указывая на то, к чему человек 
стремится и чего ему не хватает в данный момент. 
Комментарии.
Идея использования манной крупы в арт-терапевтической работе появилась на 
основе юнгианской песочной психотерапии. Большой терапевтический ресурс 
описанной техники объясняется, прежде всего, свойствами манки, которые во 
многом совпадают со свойствами песка. 

Во-первых, это сыпучий материал, который слабо поддается контролю и 
предполагает непосредственную работу руками, давая приятные кинестетические 
ощущения. В то же время, ее слабая структурированность и контролируемость 
побуждает к созданию нетипичных спонтанных символов. Ее нетривиальное 
использование способно вызвать эмоционально насыщенные, иногда неожиданные 
образы. Вместе с тем именно в слабой структурированности и отсутствии 
пластичности заключаются недостатки манной крупы: образ может разрушиться 
вопреки желанию автора. 

Однако этот материал легко поддается трансформации, сопровождающейся изменением 
его свойств. Так, использование воды делает это вещество более пластичным, 
открывая новые способы взаимодействия с ним, что вызывает несколько иные, но не 
менее приятные ощущения. Теперь можно создавать объемные композиции, не 
опасаясь, что они разрушаться. Для этого необходимо по окончании работы лишь 
тщательно высушить получившиеся произведения. 

Во-вторых, разнообразие способов манипуляций материалом (можно насыпать, 
растирать, разглаживать, подбрасывать и т.д.) способствует большему проявлению 
спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации, поскольку можно 
многократно исправлять создаваемый образ. 

В-третьих, работа с ней не требует специальных умений и, следовательно, 
отсутствует навык научения, что содействует снятию когнитивных установок, 
полету творческой энергии и фантазии. Как известно, чем менее стереотипны 
ситуации, тем ярче проявляется личность, поэтому работа с неструктурированными 
материалами это наиболее короткий путь к проявлению бессознательного (в том 
числе и коллективного) в наиболее доступной форме. 

Отметим и некоторые специфические особенности манной крупы. Являясь пищевым 
продуктом этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, которые могут 
по неосторожности взять ее в рот, а также с агрессивными и/или расторможенными 
детьми, у которых нередко возникает желание покидаться ей в партнеров. Кроме 
того, она общедоступна в любое время года и является относительно дешевым 
продуктом. 

Использование манки в психотерапевтической работе с тревожными, застенчивыми, 
робкими детьми обладает большим терапевтическим потенциалом. Эти дети избегают 
открытых эмоциональных проявлений, боятся выглядеть «не так» в глазах 
сверстников или взрослых. Страх совершить ошибку и тем самым разочаровать 
окружающих, заставляет их замыкаться в себе, подавлять свои желания и 
стремления к деятельности. Работа с манкой снижает уровень тревоги, поскольку 
ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный образ («исправить 
ошибку»), а также выводит его на новый уровень общения, возможно более 
приемлемый и доступный на данный момент. 

Работа с манкой эффективна и при коррекции разнообразных страхов. В данном 
случае ребенок на символическом уровне может избавиться от страха, превратить 
его в нечто незначительное или смешное. 

Тем не менее, несмотря на все преимущества манной крупы, ее использование не 
должно, да и не сможет заменить песочную терапию, особенно при индивидуальной 
работе в системе терапевт – клиент. Поскольку невозможно обеспечить большое 
количество этого материала, которое нередко необходимо для отыгрывания наиболее 
глубоких, остро переживаемых эмоциональных состояний. 

Разнообразие форм работы с манной крупой обусловливает ее применение во многих 
отраслях психотерапии (семейной, групповой и других). 

Проиллюстрируем несколько ситуаций взаимодействия участников друг с другом с 
помощью этого материала (см. рис. 1, 2, 3). Представленные здесь фотографии 
были сделаны на семинаре, проводившемся в рамках Всероссийского 
научно-практического форума «Искусство объединяет, учит, воспитывает» в г. 
Чебоксары, с согласия создателей этих работ. Благодарим их авторов за участие в 
мастер-классе и за помощь в предоставлении иллюстративного материала. Отметим, 
что участники до занятия не были знакомы друг с другом, а потому проявляли 
некоторую осторожность в отношениях. Такая деликатность, безусловно, отражается 
в созданных ими композициях, не лишая их при этом диагностической ценности. 

Иллюстрация 1.

Собственно взаимодействия здесь не получилось. Каждый из партнеров воплощал 
свою идею: участник слева – растительный сюжет, участник справа – типичные 
(стереотипные) музыкальные образы, действуя зеленым и желтым цветом 
соответственно. При этом партнеры работали на всем пространстве стекла, 
воспринимая его как общее. 

Иллюстрация 2.

На этой фотографии мы видим, что участники вновь создавали каждый свою 
композицию, используя, однако, не конкретные, а абстрактные образы. При этом 
наблюдается и четкое разделение пространства. Каждый из них работал со своей 
стороны стекла, не вторгаясь на территорию партнера. Вместе с тем, видно 
стремление к взаимодействию. Не случайно получившиеся образы, расположенные так 
близко друг к другу, воспринимаются как одна общая композиция, в которой каждый 
может увидеть что-то свое. Корабль, в который попал удар молнии; судно, 
качающееся на волнах или букет цветов (если перевернуть стекло). 

Иллюстрация 3.

По словам участников, совместная работа принесла им большое удовольствие. Они 
были искренне удивлены и обрадованы, открыв новые способы коммуникации. 
Несмотря на то, что пара впервые работала вместе, партнерам удалось понять 
замысел друг друга, достичь сотрудничества. Благодаря этому, получилась 
гармоничная композиция, которая вызвала множество положительных эмоций и чувств.
 В процессе создания образа, один из участников (он работал желтым цветом), 
изобразив теплое ласкающее солнце, лучи которого мягко опускаются на землю, 
согревая ее, оказал психологическую поддержку, в которой нуждался его партнер 
(он работал зеленым цветом). Такой способ взаимодействия придал обоим 
участникам уверенности в себе и помог лучше узнать друг друга. 

Таким образом, предлагаемая методика является одной из цикла 
арт-терапевтических занятий по работе с манкой, направленных на исследование не 
только внутреннего мира человека, но и системы его отношений с миром. Она может 
быть расширена за счет применения и других упражнений в соответствии с 
поставленными задачами, возрастом и личностными особенностями участников. Ее 
применение будет полезным как в индивидуальной (клиент – психолог), так и 
групповой работе. Надеемся, что использование данной методики поможет в работе 
психологов, психотерапевтов и учителей.

 
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-