Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Мемориальный сайт Дольфи. 
              Светлой памяти детей,
              погибших  1 июня 2001 года, 
              а также всем жертвам теракта возле 
             Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...
Наши Друзья

Александр Градский

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: М. Розен и Э. Мейро - Исследование группы через ее изобразительную деятельность на основе системного подхода
 [Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-
 
М. Розен и Э. Мейро 
Исследование группы через ее изобразительную деятельность на основе системного 
подхода

Сорок участников воркшопов выступили добровольцами в изучении возможности 
применения изобразительного творчества в групповой психотерапии. Они были 
поделены на четыре группы, каждая из которых создавала фреску. Фрески и процесс 
их создания затем были проанализированы с тем, чтобы понять, как они отражают 
уровень развития группы и групповые отношения. Групповая динамика при этом 
рассматривалась с точки зрения системного общегруппового подхода, предложенного 
И. Агазарьян.
Forty participants attended the workshops designed to demonstrate the use of 
art in group psychotherapy. They were divided into the four small groups to 
produce murals. The murals and the processes by which they were created were 
analysed to see how they reflected the level of development and relationships 
in each group. Group dynamics were conceptualised from a systems-centered 
group-as-a-whole perspective developed by Y. Agazarian.
Введение
Оба автора статьи являются художниками и арт-терапевтами, практикующими 
арт-терапию и вербальную психотерапию, начиная с 1969 г.. Они также стремятся 
объединить обе эти модальности в своей работе с группами. Ведущей группы 
являлась Розен, которая в течение пяти лет участвовала в тренинговой группе, 
которую вела Агазарьян. Целью работы этой группы было понимание эволюционного 
процесса группы с точки зрения общегруппового подхода. При этом Розен время от 
времени использовала изобразительные средства для того, чтобы отразить с их 
помощью групповую динамику. Проецируя на рисунки личные чувства и конфликты, 
которые она переживала как участница группы, а также свои впечатления от группы 
в целом, она заинтересовалась возможностью применения группового рисунка. Ее, в 
частности, интересовали следующие вопросы.
1. Каким образом в групповом рисунке могут отражаться явные и скрытые цели 
деятельности группы?
2. Различаются ли групповые рисунки, созданные группой на разных этапах 
развития, а также рисунки групп с разными целями работы?
3. Можно ли на основании особенностей группового рисунка судить о том, в какой 
мере в разных группах соблюдаются или нарушаются границы?
4. Можно ли использовать групповые рисунки в качестве инструмента работы с 
психотерапевтическими и тренинговыми группами?
Работая над данной статьей, ее авторы стремились ответить на эти вопросы и 
описать те наблюдения, которые были сделаны ими в процессе создания фресок 
четырьмя группами.
Обзор литературы
Хотя с 1930-х годов, когда М. Наумбург (Naumburg, 1966) стала применять свой 
новаторский подход, было опубликовано много работ об использовании рисунка в 
индивидуальной психотерапии, гораздо меньше исследовалось применение 
изобразительных средств в групповой психотерапии. Первым групповой рисунок 
описал Ласкок (Lascoux) во Франции. Первые публикации, отражающие применение 
изобразительных техник в групповой психотерапии, связаны с предъявлением и 
обсуждением индивидуальных рисунков в групповом контексте (Azima, Cramer-Azima 
& Wittkower, 1957, Baruch, 1969, Baruch & Miller, 1951, Dunn & Semple, 1956, 
Naumburg & Caldwell, 1959, Potts, 1956). Такая практика способствовала 
самораскрытию участников и групповому процессу, однако она далеко не всегда 
позволяла увидеть групповое взаимодействие и функционирование группы как 
системы.
Не вполне ясно, когда групповое творчество начало применяться в условиях 
групповой психотерапии. Тем не менее, в конце 1950-х годов Х. Квятковска 
(Kwiatkowska, 1977) начала использовать изобразительные техники с целью 
диагностики и психотерапии при работе с семьями шизофреников на базе 
Национального Института Психического Здоровья США. Она наблюдала за процессом 
создания членами семьи совместных рисунков. Рисунки позволяли увидеть 
особенности взаимодействия членов семья и ее функционирование в качестве 
системы. Техники семейной арт-психотерапии оказались также пригодными при 
работе с психотерапевтическими группами. За последние 30 лет было разработано 
множество изобразительных методик, применяемых в групповом психотерапевтическом 
контексте (Denny, 1972, Harris & Joseph, 1973, Lachman-Chapin, 1976, Landgarten,
 1981, Levick, 1980, Rosen, 1973, Rubin & Rosenbaum, 1977).
Может ли группа с определенной «историей развития» (то есть, такая группа, 
которая работает в определенном составе в течение некоторого времени) создавать 
целостную, высокоинтегрированую фреску, и чем такая фреска будет отличаться от 
группового рисунка, созданного незнакомыми друг с другом людьми, либо 
участниками, которые ранее общались друг с другом в подгруппах, но все вместе 
не работали?
Херман (Herman, 1977) считает, что продолжительность совместной работы 
участников группы влияет на уровень групповой сплоченности. Она провела 
пилотажное исследование с целью проверки данной гипотезы, работая с 
психиатрическими пациентами на базе дневного стационара. После того, как 
пациенты создали рисунки в технике «передай по кругу»* (*Техника «Передай по 
кругу» используется в группах, когда каждый участник должен создать на своем 
листе бумаги набросок, а затем передать его по кругу, для того, чтобы каждый 
имел возможность, рисуя на нем в течение нескольких минут, что-нибудь к нему 
добавить. Таким образом, каждый рисунок, созданный на основе наброска, 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-