Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Магия :: Е.П.Блаватская :: Е. П. Блаватская - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЛА
 [Весь Текст]
Страница: из 7
 <<-
 
Е. П. Блаватская
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЛА
Проблема происхождения зла может быть философски рассмотрена только в том 
случае, если за основу своих рассуждений мы возьмем архаические доктрины Индии. 
Лишь древняя мудрость способна дать удовлетворительное объяснение существованию 
вселенского зла. Согласно её учениям, рождение Космоса и эволюция жизни 
происходят вследствие раскола первоначального проявленного единства и 
превращения его во множественность или великую иллюзию формы. Гомогенность 
трансформируется в гетерогенность, что не может не создавать контрасты, отсюда 
возникает и то, что мы называем злом, господствующим ныне в нашей юдоли слез. 
Материалистическая западная философия (как её неверно называют) не преминула 
воспользоваться этим великим метафизическим догматом. Даже материалистическая 
наука, с химией во главе, в последнее время со всей серьезностью обратилась к 
первой его части и сейчас пытается доказать на основе неопровержимой информации 
гомогенность первоначальной материи. Но теперь к этому процессу примешивается 
ещё и материалистический пессимизм — учение, которое не является в полном 
смысле слова ни философией, ни наукой, но скорее просто набором ничего не 
значащих слов. Пессимизм в его современной стадии перестал быть пантеистическим,
 но примкнул к материализму и теперь стремится извлечь для себя капитал из 
древнего индийского учения. Однако атеистический пессимизм — птица не очень 
высокого полета, ибо не поднимается выше физической гомогенной протоплазмы 
дарвинистов. Для него земля и материя — ultima thule, prima materia, за которой 
он видит лишь ужасающую пустоту, непроглядное ничто. Правда, некоторые 
пессимисты пытаются поэтизировать свои идеи на манер раскрашенных гробов или 
мексиканских покойников, чьи отвратительные губы и щеки покрывают толстым слоем 
румян. Но разложение проступает сквозь маску фальшивой жизни, несмотря на все 
усилия скрыть его от глаз живых людей. 
Материализм теперь покровительствует индийским метафорам и образам. Так, из 
новой работы д-ра Мейнлендера на данную тему («Pessimism and Progress») мы 
узнаём, что индийский пантеизм и немецкий пессимизм суть одно и то же и что 
именно вследствие распада гомогенной материи на гетерогенную произошел переход 
от единообразия к полиформизму, приведший в итоге к образованию нашей 
несчастной Вселенной. Вот слова истинного пессимиста: 
«Это (превращение) как раз и было той первоначальной ошибкой, тем первородным 
грехом, который весь мир искупает теперь своими тяжкими страданиями; этот грех, 
породивший всё живое, одновременно вверг свои творения в бездонную пропасть зла 
и страданий, выбраться из которой можно только одним способом — прекратив 
существование.» 
Подобная интерпретация восточной формулировки, называющая единственным 
средством освобождения от страданий «прекращение существования» (идет ли речь о 
существовании целого Космоса или же отдельного индивида), в корне неверна. 
Восточный пантеист, чья философия указывает на необходимость различать истинное 
Бытие, или Esse, и обусловленное существование, вряд ли уверует в столь 
абсурдную идею и согласится с подобной безысходной альтернативой. Он понимает, 
что, выдавливая из себя по капле танха (неудовлетворенное стремление к 
существованию, или «желание жизни»), он постепенно избавляется от проклятия 
перерождений и обусловленного существования. Но он понимает также, что не может 
уничтожить или «прекратить» собственную жизнь, исключая разве что внешнюю, 
поверхностную личность, что равносильно простой смене платьев. Веря в Единую 
Реальность, которая есть вечное Бытие, «беспричинная причина», из которой 
человек сам изгнал себя в мир формы, восточный пантеист считает своё временное 
прогрессирующее продвижение в состояние майи (изменчивости, или иллюзии) 
поистине величайшим злом; но в то же время осознаёт, что это естественный 
процесс, столь же неотвратимый, как муки рождения. Это единственный путь, 
следуя которым он может перейти от ограниченных и обусловленных жизней к жизни 
вечной, к абсолютному Бытию, столь ёмко передаваемому санскритским словом «Сат».
 
«Пессимизм» индусского или буддийского пантеиста носит метафизический, 
глубокомысленный и философский характер. Мысль о том, что материя и её 
изменчивые проявления являются источником и причиной вселенского зла, стара как 
мир, хотя впервые её конкретно сформулировал только Гаутама Будда. Но великий 
индийский реформатор наверняка не планировал превращать своё учение в 
спасательный круг, за который смог бы ухватиться впоследствии современный 
пессимист, или делать из него вешалку, на которую материалист навешивал бы свои 
извращенные и опасные догматы! Мудрец и философ, принесший себя в жертву 
человечеству тем, что жил ради его спасения, учил людей видеть в чувственном 
существовании материи одни лишь страдания, но в его проницательный философичный 
ум никогда не приходила мысль о назначении премии за самоубийство; его усилия 
были направлены на то, чтобы освободить человечество от чрезмерной 
привязанности к жизни, ибо эта привязанность и есть главная причина себялюбия, 
а последнее в свою очередь — причина боли и страданий. Сам Будда являет для 
каждого из нас пример исключительной силы воли, но это была воля к жизни, а не 
к отказу от нее. Согласно его учению, зло будет существовать всегда, но оно 
существует не в самой материи, которая вечна, а только в создаваемых ею 
иллюзиях: в изменчивости и превращениях материи рождается жизнь, но эти 
изменения условны, и эта жизнь эфемерна. В то же самое время зло не только 
неотвратимо, но и необходимо. Ибо если мы можем отличать добро от зла и свет от 
тьмы и ценить первое, избегая второго, то только благодаря существованию 
контрастов между ними. 
Мертвая буква философии Будды показывает нам только темную сторону вещей 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 7
 <<-