Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Магия :: Египетская "Книга мертвых". Книга Амдуат
 [Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-
 
Египетская "Книга мертвых". Книга Амдуат
(в изложении Е. Лазарева)

Первый час ночи...

Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с III тыс. до н.э. - со 
времен Древнего царства: "Тексты пирамид", начертанные на стенах гробниц 
фараонов, повествуют о том, как усопший царь в барке ночного Солнца свершает 
путь в глубинах подземного царства, возрождаясь вместе с Солнцем к новой жизни. 
Затем в Египте произошло то, что историки называют "демократизацией загробных 
верований". В середине II тыс. до н.э., в эпоху Нового царства, усложненные, 
гораздо более подробные, чем прежде, тексты появляются уже в гробницах людей 
средней руки. Эти творения египетской религиозной мысли и называют обычно 
"Книгой мертвых".
Действительно ли жрецы Нового царства ввели дополнительные описания "того 
света"? Может быть, "демократизация загробных верований" - это раскрытие 
таинств, прежде запретных для широкого круга людей? Ведь загробный мир египтян 
- "царство Дат" - находится не в географическом пространстве. Это пространство 
мифа, и в нем одновременно, в одном и том же месте, происходят смерть и 
рождение человека, закат и восход Солнца, гибель и новое рождение Вселенной. В 
этом же реально-ирреальном пространстве свершалось и посвящение в мистерии, 
которое воспринималось как второе рождение человека. Об этом упоминает в 
"Метаморфозах" Апулей, посвященный в мистерии Изиды: "Достиг я рубежей смерти, 
переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя через все стихии; в 
полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал перед богами подземными и 
небесными и вблизи поклонился им" (Апулей. Апологя. Метаморфозы. Флориды. М., 
1959, с. 311). Познавая законы ночного пути Солнца, египтянин проникал в тайну 
рождения и созидания всего, что он видел вокруг, поскольку единство мира было 
главным принципом мироустройства в мифологической системе мышления.
До пас дошло несколько произведений эпохи Нового царства, которые можно назвать 
"Книгой мертвых". Каждое из них разделяется на 12 частей - "часов ночи", 12 
ступеней посвящения. Их можно понять только в единстве текста и символических 
изображений: мифологическое мышление синтетично.
Пожалуй, наиболее доступна для современного восприятия "Книга Амдуат" - "Книга 
того, что в Дат". Мы предлагаем ее вниманию читателей в переводе и с 
комментариями польского египтолога Анджея Нивинського. Вслед за солнечной 
баркой мы проследуем по запредельному царству, где не действует логика 
будничного мира, где исчезают привычные представления о структуре пространства 
и времени, где властвует вечность. В конце пути ждет радостное возрождение 
Солнца и человека, подобное раскрытию лотоса. Но этот праздничный миг далеко. 
Солнце вступает в первый час ночи...
"Послание из Сокрытого помещения. Места пребывания душ, богов, теней и 
блаженных; а также то, что они делают. Начало - Рог Заката, врата западного 
горизонта, конец - первичный мрак, врата западного горизонта".
Так звучит полное заглавие "Книги Амдуат". Ее священный оригинал, по 
представлениям египтян, записан на стенах "Сокрытого Помещения" в царстве Дат. 
"Рог Заката" - это гора, за которой садится Солнце. Книга написана для того, 
"чтобы познать запредельные души, познать, что они делают, познать их изменения 
для Ра. Чтобы познать таинственные души и то, что они делают, чтобы знать 
находящееся в отдельных часах и познать богов этих часов. Чтобы знать, к чему 
Он (Великий Бог. - А. Н.) их призывает. Чтобы познать врата и дороги, по 
которым странствует этот Великий Бог, чтобы познать течение часов и их божества.
 Чтобы познать тех, которые преуспели, и тех, которые истреблены".
Итак, барка со "старым", вечерним солнечным богом вплывает в подземный мир. На 
носу барки стоит Упуаут - "Отверзающий дороги", рядом с ним - Сиа, 
персонификация творящего ума Великого Бога. Далее - "Госпожа ладьи", богиня, 
направляющая ход барки во время первого часа ночи. Посереди не возвышается наос 
- вместилище бога Солнца, названное просто "Телом" (египтяне обычно передавали 
абстрактные понятия очень конкретными образами). На корме - солнечный бог Гор с 
головой сокола, а за ним - изображенные шеренгой бог мудрости Тот, бог Ху - 
персонификация божественного слова - и два божества, управляющие рулем. Две 
богини с перьями на голове, стоящие перед баркой, - это "Две Правды" (Маат), 
ибо в Дат находятся не только блаженные, но и осужденные души. От врагов 
солнечного бога защищают в первом часу ночи "Тот - Который - Ранит" (фигура с 
ножом перед Маат) и три змея, изображенные ниже.
Следующая группа фигур характеризует различные аспекты бога Солнца. Мумия в 
короне - Озирис, "Владыка Запада", олицетворяет эсхатологический аспект бога, 
львиноголовая Сехмет - его грозную силу. Фигура с головой барана ("Великий 
Озаряющий") передает аспект солнечного блеска. Четыре стелы, увенчанные 
человеческими головами, названы "Указаниями, которые дает Ра" и соответственно 
также боги Атум, Хепри и Озирис - четыре формы Великого Бога (Ра - владыка 
живых, Озирис - мертвых, Атум - ночное Солнце, а Хепри - дневное).
На обоих берегах подземной реки - ликующие души усопших (по законам построения 
египетского рисунка они оказываются вверху и внизу). Великий Бог приветствует 
их, дает
животворные указания и оделяет блаженных материальными благами. Ему помогают в 
этом своеобразные "снабженцы" (изображены перед тремя змеями). Группа обезьян 
вверху - это стражи первых врат, отделяющих день от ночи. Подобная группа внизу 
- как бы "оркестр", сопровождающий вступление солнечной барки. Двенадцать кобр, 
извергающих огонь, рассеивают мрак, царящий в Дат.
 
 [Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-